Как это страшно, когда ты чего-то не в состоянии сделать! Физически чувствуешь, как простое действие тебе недоступно. Я испытала это во время подъёма в пещеру в жару, в маске. Стало трудно дышать, и я испугалась, что не смогу подняться дальше. Сняла маску и продышалась, потом, медленнее, двинулась дальше вверх.
Думаю, это был импульс, который запустил тот тонкий процесс, когда испуг даёт сигнал телу, и ты начинаешь физически чувствовать себя плохо. Возле входа в пещеру мне было нормально. Я сфотографировалась в стиле "безопасный туризм в период пандемии". Нас провели вглубь шагов на двадцать, и мы остановились. С потолка капало, зато стало прохладно.
Гид спросил, все ли себя хорошо чувствуют? Женщина с ребёнком и пожилой мамой вызвалась вернуться. Меня это удивило.
Мы прошли гусиным шагом место с самым низким "потолком", я почувствовала облегчение, когда мы вышли в своеобразный пещерный "холл" достаточно просторный и высокий.
"Точно у всех всё хорошо?" - не унимался гид. И тут я осознала, что нахожусь в замкнутом пространстве и почувствовала страх, что мне не хватит кислорода. В этой пещере, пока туристы вглядывались, стараясь увидеть на потолке природный отпечаток "орла", я думала, что если мне станет совсем плохо, меня отсюда вынесут на воздух.
Откуда этот внезапный страх? Ассоциативная память вернула меня в класс йоги. Задержка дыхания на 21 секунду. Я услышала слова тренера: "Вам кажется, что вам не хватит кислорода на это время, потому что вы боитесь!"
Убираешь страх, и понимаешь, что тебе всего хватает - и кислорода, и света, и сил идти дальше.
Мы поднимаемся по лестнице наверх, там ещё один пещерный "холл" и ... выход на смотровую площадку. Всего-то! Мы прошли маршрут минут за пятнадцать.
Вы были в пещерах?
Когда пробираешься гусиным шагом в самом низком и узком участке, хочешь непременно побыстрее отсюда выбраться. Это не ощущается как клаустрофобия, но это непривычное состояние - не просто некомфортное, а противоестественное.
На воздухе гид предупредил, что дальше будет крутой подъём по скале, где возможности вернуться уже не будет. Кто-то хочет пойти назад? "Только не гусиным шагом!", - пошутил один из наших спутников. Дружный смех показал, что мы все пережили что-то похожее. Теперь, свободно дыша и в полный рост, мы поднялись по природной лестнице из кореньев и камней, держась за страховочные верёвки - перила.
Большинство туристов выдерживают этот маршрут без особых проблем. Поход с гидом в пещеру - это как контролируемая модель экстремальной ситуации. Помогает выявить "слабые места".
Если вы испытывали что-то подобное, или собираетесь в пещеры, прислушайтесь к моим советам.
1. Искореняйте склонность "примерять" на себя неблагоприятный исход события.
В нашем походе вернуться решило трое из двадцати, и то, я думаю, они вернулись из-за пожилой женщины, о здоровье которой мне ничего не известно.
Но это была капля, упавшая в темный омут моих глубоко запрятанных страхов и она сделала своё дело, путь и несколькими минутами позже.
Это поход, развлечение. В деловой и общественной жизни мы каждый день принимаем решения, и они должны быть свободны от нерациональных страхов.
2. Занимайтесь йогой.
Йога - это не модный фитнес. Это мощная подготовка психики к спокойному восприятию непривычных жизненных условий.
Есть разница - когда ты "перетерпишь" дискомфорт и когда ты спокойно и рационально существуешь в непрывычных условиях. Прочувствуйте эту разницу. Вот почему люди занимаются йогой.
Алтай, конечно прекрасен! Его виды с лихвой компенсируют невозможность заграничной поездки. Море не компенсируют, конечно, да! Только не море! С морями у нас в этом году не складывается... пока. Но всё-таки Алтай даёт массу, огромную массу впечатлений! И расскажу ещё в следующих статьях о своём нынешнем алтайском путешествии и покажу красивые фотографии.
Путешествуйте! Как говорил Фёдор Конюхов: "А чего дома сидеть?"
Читайте цикл статей "Где отдохнуть летом в России, да так, чтобы не скучать по зарубежным курортам?"
Часть 2. Байкал необыкновенный
Часть 3. Наши города, которые хранят много ценного для туриста
Фото из архива Ольги Ирины Щенятских