Давным-давно, еще аж в 1988 году на Свердловской киностудии был снят потрясающий фильм «Провода, провода, проводочки». Второе название «С песней по жизни». Фильм рассказывает о потрясающе бездарном человеке, сделавшем делом жизни писание заказных гимнов для всяких-разных предприятий. В название положена строка припева гимна пермской компании «Пермькабель». Авторы фильма просто любуются героем. Настолько он не понимает какую фигню он делает, и настолько горд своим странным трудом. Это – один из любимых моих документальных фильмов. Снят он почти 40 лет назад, но, похоже, только набирает актуальность, вкус, аромат и букет со временем, как хорошее вино.
Удивительное дело, но даже не один, а сразу несколько моих друзей-бардов за последние пару лет написали гимны. С одной стороны, не раз слышал – если барды будут писать гимны, значит, авторская песня реально умерла. С другой…
С другой - много чего. Например, отсутствие даже намека на заказ и оплату. Песни эти - гимны, написаны честно и по велению души. Ну и качество, и художественные достоинства бардовских гимнов – это гарантия того, что ни один заказчик гимнов даже не посмотрит в эту сторону. Скорее, поведет себя как монах-фанатик, если ему показать черта и сказать, что это – ангел. Есть и третье. При всей своей стебовости и пародийности, казалось бы, гимны эти исполнены настоящей искренней любовью к воспеваемому предмету. В нашем случае к Перми и его отдельным районам.
Мой хороший товарищ и соавтор канала Бард-Дзен Владимир Береснев, правда, свою песню назвал антигимном. Но это – не важно. Гимн – антигимн, строфа – антистрофа, ботинки - полуботинки – это суть одно и тоже за исключением мелких, незначительных деталей, понятных только специалистам. Но песни же пишут не для специалистов, а для всех. И настоящий Гимн, в идеале, должен быть признан всеми, для кого написан. Он написан, в том числе, и для меня. И я признаю его наиболее удачным, точно описывающим и по-настоящему с большой любовью воспевающим мой город. У нас, у пермяков, любовь проявляется именно так. Мы же суровые уральцы, не умеющие улыбаться, пока не припечет.
И это ведь не единственная песня Владимира Береснева о своем городе. В котором он, кстати, не родился, а приехал сюда вполне уже взрослым человеком учиться. Конечно, в других песнях о городе, ставшем ему родным нет нарочито пафосных, гимновых интонаций. Но наше бардовское сообщество на такие мелочи внимания не обращает, и готово и их считать, если не гимнами, то набросками к ним. Подходами к теме. К сожалению, у меня в самоизоляции, оказывается, не нашлось записи этой песни. Зато я нашел песню об одной из наших родных рек. И это тоже можно считать гимном исполненным любви. Любви к Чусовой.
Ну а закончить эту не то гимновую, не то антигимновую бардовскую тему я бы хотел песней еще одного замечательного пермского автора Константина Завалина.
Это – песня из его цикла песен о Перми. Она посвящается старому заводскому району, который немного старше самого города – Мотовилихе.
И вот после всех этих гимнов, антигимнов и просто песен-наблюдений я хочу сказать вот что: любовь художника – это не совсем то же, что просто любовь двух людей, или любовь человека к месту, к Родине. Она всегда неоднозначна, и всегда сложна. Художник любит так же образно, как и пишет. В любви художника обязательно присутствует то, что нормальному человеку любить не дано. Даже видеть, чаще всего, не дано. Это же не только любить, это и принять-то трудно. Ветхость, нищету, матерок, тополя и тюрьмы!.. Не те предметы, которые вызывают восхищение, и способны пробудить любовь. Но парадокс с в том, что художник, живя, казалось бы, в выдуманном мире, понимает ценность его цельности. Понимает, что неприятные и неприглядные детали из картины мира не вынимаемы, иначе мир рухнет и любить будет вовсе нечего. «Нормальный» человек живет в мире реальном, но при этом, на удивление, придумывает свой предмет любви. И чаще всего, придумывает не очень хорошо. И потом, придумав, мучается и старается любить придуманное плохо.
Нет уж, друзья, «провода, провода, проводочки» - это не предмет любви для бардов. Мне легче к дощатому сортиру в жаркий день отнестись с нежностью. Он хотя бы ничем больше не прикидывается. Он честно воняет тем, чем должен.