«Он никогда не убивал даже блохи, если на то не было причины; он предпочитал льняные ткани, чтобы не носить на себе ничего мертвого», — вспоминает современник о Леонардо. Художник уважал всё живое — особенно котиков.
То, что да Винчи — гений и уникальный человек, понимали уже при его жизни. Достаточно было посмотреть на его картины и узнать широту его научных интересов. А еще — он жил, не как все. И это так бросалось в глаза, так широко обсуждалось, что тогдашние итальянцы даже незнакомые явления объясняли через примеры Леонардо.
Путешественник Андреа Корсали так в 1516 году описывал народность гуджарати, которую видел в Индии: «Добрые люди... которые не едят ничего, в чем есть кровь, и не позволяют никому причинять вред другим живым существам, подобно нашему Леонардо да Винчи».
Да, гений из Флоренции был вегетарианцем — в кровавом XVI веке! И как говорят, не из диетических соображений, а из почтения ко всему живому. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550 год) рассказывал: «с животными... он обращался с величайшей любовью и терпеливостью, доказывая это тем, что часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу».
Несомненными любимцами Леонардо были собаки и кошки. Они всегда жили в доме художника, и Леонардо много рисовал их. Иногда — как модели для фантастических животных (посмотрите на знаменитый лист набросков кошек из Виндзорской коллекции над этим абзацем: одна из кошек тут становится драконом). А иногда — явно для собственного удовольствия.
В Британском музее хранится рисунок собаки, сделанный художником где-то в 1580-1585 годах. Биограф Чарльз Николл в книге «Леонардо Да Винчи. Загадки гения», пишет о нём: «Не могу удержаться от искушения сказать, что это была собака самого Леонардо. Таких небольших гладкошерстных терьеров можно встретить во всей Италии".
« Характер собаки передан удивительно точно. Она сидит, подчиняясь приказу, а не по собственному желанию. Уши прижаты в знак подчинения, рот почти улыбается, но глаза следят за чем-то интересным, что происходит без ее участия из-за того, что она вынуждена выполнить приказ хозяина».
Рядом на листе — кошка в характерной позе. Так и подмывает предположить, что мы видим обычную сценку из жизни мастерской Леонардо: хозяин работает, животные крутятся под ногами.
Хотите быть равным гению? Вряд ли вы нарисуете вторую «Мону Лизу», но вы можете завести кошку.
Или собаку.