Уважаемые родители, если Ваш ребенок не говорит, а ему уже 2,5 года, или даже больше, то необходимо срочно обратиться к логопеду. Однако, в Ваших силах оказать помощь ребенку незамедлительно.
Для этогонужно организовать ежедневные игры с ребенком таким образом, чтобы развивать речь Вашего малыша. Мы предлагаем Вашему вниманию некоторые игры и упражнения для стимуляции речевого развития.
Необходимо побуждать неговорящих детей к произнесению простых слов, важно чтобы дети учились произносить слова разных частей речи (не только существительных (мищка, машинка), но и глаголов (лови, неси, гулять) и других частей речи.
1 Игры с мячом.
Взрослый садится на полу напротив ребенка, широкорасставив ноги, кидает мячик ребенку. «Давай поиграем в мячик. Лови мячик!». Взрослый должен интонационно выделять слово «Лови», стимулируя ребенка к последующему его произнесению в тот момент, когда ребенок будет бросать мяч взрослому. Когда ребенок будет катить мяч взрослому, взрослый говорит: «Кати мячик!». Важно сопровождать игру различными звуковыми жестами, типа «Оп! Апля!» и другие; все игры с неговорящими детьми должны проводиться очень эмоционально для того, чтобы ребенку хотелось повторить за взрослым.
2 Прятки.
Эта игра способствует развитию эмоционального общения ребенка со взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик, изюм или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот (вот она)! Где конфетка – вот!». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать «Вот!». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать «Где Ваня?- Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я»)». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.
3 «Будильник».
Эта игра очень нравится детям. Основная цель: стимуляция произнесения эмоциональном подъеме. Взрослый «заводит будильник», совершая круговые движения указательным пальцем по ладони (животу, спине, голове) ребенка, произнося «тик-так», затем ритмично потряхивает ладонь ребенка «звенит будильник – зззззз!». Затем взрослый предлагает ребенку завести будильник на ладони взрослого, в это время ребенок уже сам произносит «тик-так, зззз», в первое время – ребенок произносит эти звуки совместно со взрослым. Данная игра также преследует цель развития ощущений от прикосновений, от собственного тела, что очень важно для развития детей.
4 «Дед или баба?».
Для игры необходимы отцветшие одуванчики. Ребенок дует на одуванчик – если все пушинки слетели, «голова лысая», то это дед (взрослый спрашивает ребенка «Кто это?», ребенок отвечает – «дед»), если пушинки остались, то это – баба.(взрослый спрашивает ребенка «Кто это?», ребенок отвечает – «баба»).
5 «Свечи».
Игра направлена на развитие дыхания, понимания речи, а также произнесения слов «огонь, дым, дуть» или звуков «ф, п». Перед ребенком выставляются разные по размерам, формам, цветам свечи (плавающие, греющие (в форме столбиков, круглые, в форме животных)). Разнообразные свечи в форме фруктов, животных и др. вскоре можно буде приобрести на нашем сайте. Взрослый вместе с ребенком зажигает свечи, очень эмоционально при этом произнося: «Смотри, огонь! Огонь!». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить различные задания: задуй красную свечу, а теперь синюю. Дуй! Что ты будешь делать – взрослый должен стремиться к тому, чтобы ребенок ответил – «дуть». Когда ребенок задует свечу, взрослый эмоционально произносит, «смотри, дым! Ура! Что это? (дым, правильно)».
6 «Поезд».
Взрослый и ребенок становятся друг за другом и изображают поезд. Взрослый объясняет, что каждый из них – это вагон. В этой игре могут участвовать все члены семьи. Взрослые побуждают ребенка к произнесению звукоподражаний: «ту-ту, чух-чух, тууу!». В этой игре интересно устраивать экскурсию по дому для ребенка. Ваш «паровозик», «проезжая» по дому рассказывает ребенку, где кроватка, где шкаф, где чайник, где стиральная машина.