Найти тему
Вести с Фомальгаута

Мертвые листья

- А это у вас что?

- Это? М-м-м… где?

- Да вот же.

Оборачиваюсь. Даже не сразу понимаю, на что он показывает.. у меня тут много всякого этого. Разного. Вот, ваза времен какой-то там китайской династии, сделанная в соседнем переулке. Или вот, Шишкин, копия. А может, оригинал. Или вот… Ах ты ж черт, я и не заметил, что у меня тут носки по комнате разбросаны… Мысленно бью себя по всем местам, и мать говорила, и жена говорила, а-а-а, опять носки лежат, только отмахивался, мои носки, что хочу, то и делаю…

А вот попался.

Дипломат чертов.

Меня только в дипломаты.

Хотя нет, похоже, он на носки не смотрит. На другое что-то. Вазы… Шишкин… нет, не то…

Наконец, понимаю, куда он показывает.

Холодеет спина. Во рту становится сухо-сухо, как бывает в кресле у стоматолога, когда понимаешь уже, спасенья нет, и молишься кому-то, ну пожа-алуйсьа, ну пусть у врача бормашина сдохнет, или я не знаю там что…

- Вы меня слышите?

Оборачиваюсь к нему, киваю, да, да. Этот наш жест они хорошо знают, если человек головой мотает, это значит – да.

- Так что… это?

Смотрю на листья. Сухие. Кленовые. Желтые. Красные. Всякие. Вон они, стоят в вазе, Лёшка собирал, им в школе велели насобирать чего-то… Гербарий, или выставка эта… дары осени…

Листья.

Сухие.

Кленовые.

Желтые.

Давлюсь собственным языком.

- М-м-м… украшение.

Мысленно бью себя по губам. И по всем местам. Кто меня за язык тянул, какого черта я вообще ляпнул – украшение. Так и слышу голос генерала, убью на хрен, тебя только в дипломаты…в подворотню тебя… ворон пугать.

- Украшение?

Понимаю, что отпираться бесполезно.

- Украшение.

- Вы… используете это… для украшений жилища?

- Ну да. Так сказать… дань памяти умершим.

- Да?

Еле выжимаю из себя:

- Да.

А дальше нужно перевести разговор на…

На…

На все, что угодно. На все сразу. Какую музыку он слушает. Какие женщины ему нравятся, если ему вообще нравятся какие-то женщины. Вспоминается что-то из Филатова, вызывает антирес ваш технический прогресс, как у вас там сеют редьку, с кожурою, али без…

Йес.

М-м-м…

- Так вы украшаете этим… свои жилища?

- Да. Мы вообще любим красоту… все красивое… картины… мелодии… песни… - наигрываю на пианино что-то несуразное, перехожу на лунную сонату, сколько раз пытался разучить, столько раз не мог, - у вас есть… такое?

Он не отвечает. Смотрит на меня, требует:

- Давайте еще.

Еще. Легко сказать – еще. Просил же мне интернет подключить, не-е-ет, все боятся чего-то, непонятно чего.

Припоминаю сам. Думай, думай, вот ведь черт, как не надо, так вечно крутятся на языке какие-нибудь муси-пуси, а как прикажете вспомнить, так все, мозг выключается…

- Э-э-э… Листья желтые… над городом кружатся…

Замолкаю. Мысленно бью себя по губам.

- А дальше?

- С тихим шорохом… нам под ноги ложатся. Не помню. Или вот… падают, падают, падают, падают листья… ну и пусть, зато прозрачней свет…

Снова давлюсь собственным языком. Как это у меня вообще подвернулось насчет листьев…

- А еще?

- Гхм… листья жгут, листья жгут… как прощальный салют… М-м-м… видишь, на дворе… кружит листопад…

- Вам нравится листопад?

Уже знаю, что врать бесполезно. Они знают, когда человек врет. Они чуют.

- Да.

- Вы находите… что это красиво?

И снова знаю – врать бессмысленно:

- Да.

Хватаюсь за соломинку. Может, еще не все потеряно.

- Или вот… картины… живопись… ну… мы очень любим… понимаете…

Насилу вспоминаю определение, которое вколачивали мне в голову:

- Это… на двух измерениях показываем то… что видим в трех измерениях.

- Покажите.

Перевожу дух, кажется, обошлось.

- Да, конечно… сейчас…

Перебираю альбомы, мысленно ору на самого себя, давай живее.

- Ну, вот… золотая осень… Левитан…

Смотрю на золотую осень, на умирающие листья.

- Или вот… Герасимов… дары осени…

Вы считаете, что это красиво?

- Да. Или вот… Бродский… опавшие листья…

- Да. Вижу.

Хватаюсь за соломинку.

- Или, может… про технические наши новинки вам рассказать?

- Мы знаем.

В его ответе слышится презрение. Пренебрежение какое-то. Ясное дело, они такое вытворяют, что нам и не снилось. Им про нас рассказывать, это все равно как если бы к нам кто пришел, колесо показал… или палку-копалку, чудо из чудес.

- Покажите мне еще… умирающие листья.

- Простите?

- Покажите мне еще про умирающие листья.

Смотрю на него. С недоумением. Не понимаю, рехнулся он, что ли, некрофил долбанный. А может, и правда некрофил, мало ли. Или подыгрывает, у него-то получше с дипломатией, чем у некоторых. Не будем показывать пальцем.

Показываю. Осени, осени и осени. На полотнах. В мелодиях. В словах песен. Много в чем.

Идиотище долбанное, - голос генерала в памяти, - твое место в подворотне… ворон пугать.

Он медлит.

- Большое… спасибо. Мне было очень приятно говорить с вами.

Да неужели, думаю я.

- Очень. Вы мне очень понравились.

Да неужели, снова думаю я. Осторожно спрашиваю. Осторожно, чтобы не спугнуть удачу:

- Вы… вы нанесете… ответный визит?

- Обязательно. В ближайшее время.

Хочу спросить, когда оно будет, это ближайшее время. Не успеваю. Связь обрывается так же внезапно, как и началась. Остаюсь наедине с мертвыми листьями, с картинами, с китайскими вазами какой-то там династии, с…

Идиот.

Шепоток генерала. Так и хочется заорать во все горло, вас бы сюда, вообще бы мировую войну устроили…

- Ну что? Рассорил?

Нет.

Генерал не верит своим ушам.

- Да неужели стерпели?

- Стерпели… ответный визит… обещали.

- И когда, если не секрет?

Еле выжимаю из себя:

- Секрет.

.

- День добрый.

Это я их научил говорить – день добрый. Я их много чему научил.

Замираю. Смотрю на здоровенный разлапистый лист, не то кленовый, не то не пойми какой, смотрит на меня, шелестит, вздрагивает, шепчет…

- День добрый.

С трудом отвечаю.

- Добрый.

- Мы пришли… с ответным визитом.

Киваю.

- Да, да, конечно. Очень… приятно вас видеть.

Вымучиваю из себя радость. Что мне действительно очень приятно. Что я его не боюсь. И вообще.

Лихорадочно соображаю, что мне теперь с ним делать. Пригласить на ужин. Не то. Они не едят, в нашем понимании – не едят. Выпить. Ну да. Выпить. Он водички попьет, я покрепче чего, чтобы не бояться. А вот потом…

Потом.

Ну да. Что я делаю, когда ко мне приходят гости. Включаю музыку. Ну-ну. Падают, падают листья. Листья жгут, листья жгут. Что я еще делаю. Показываю фотоальбом. Вот это получше. Как мы ездили с женой в Турцию… Не ездил я никогда в Турцию. И жены у меня нет.

- Давайте покажу вам… свое искусство.

Это он говорит. Не я. Мысленно благодарю его, что взял на себя инициативу. Что в ближайшие часа два-три мне придется только кивать и восхищаться.

- Давайте… давно хотел посмотреть.

- Пойдемте.

Иду за ним. Думаю, когда он успел здесь, на земле оставить какие-то творения.

- Вот здесь… обратите внимание, последняя моя коллекция.

Смотрю на последнюю его коллекцию.

Холодеет спина.

Тошнота подкатывает к горлу. Раньше думал, это только в плохих книжках бывает, что героя тошнит, когда ему страшно.

А вот не только в книжках.

С трудом выжимаю из себя:

- Очень… красиво.

- Или вот, взгляните… это я сделал сегодня утром.

- Ну, это же просто гениально.

Лихорадочно соображаю, как бы дозвониться до полиции. Или тут не до полиции, тут я вообще не знаю, до кого дозваниваться, сообщать. До армии. До правительства. До…

- Или вот. Одна из последних работ. Одиночество.

- Действительно… веет одиночеством.

- Или вот. Отчаяние.

Киваю. Смотрю на людей. На то, что было людьми. Истлевшие тела.

- Ну как вам?

Вспоминаю какие-то дипломатические правила. Осторожно выжимаю из себя:

- Ну, это же просто… чудесно.

- Или вот посмотрите… целый город… я назвал это – застывшая мелодия.

Смотрю на застывшую мелодию. На хитросплетение мертвых тел, на причудливую конструкцию. Отмечаю про себя, что это даже красиво. Если забыть, из чего сделана эта композиция.

Люди, люди и люди. И теперь я уже не сомневаюсь – он сам умертвил их. Всех.

Осторожно спрашиваю:

- А… еще люди… остались?

- А вы хотели тоже что-нибудь попробовать сделать?

- Ну… да.

- Ой, не остались. К сожалению.

Делаю хорошую мину при плохой игре.

Он осторожно добавляет:

- Мне… очень жаль.

Киваю. Мне тоже очень жаль. Ну, просто очень.

Думаю, как бы его потихоньку спросить, он и раньше так поступал с нами, или научился у меня, когда увидел золотую осень…