Найти тему

Блок первый. «Пирамида» Леонова

Оглавление

Вот и настал момент поговорить о «Пирамиде» Леонида Леонова. Если честно, то не самую удачную я выбрал книгу. В плане первого знакомства, разумеется. Назвать роман, над которым работали более сорока лет, неудачным – даже мысль не промелькнет.

Текст

Итак, роман «Пирамида» - текст невероятно сложный. Начну с того, что язык Леонова сам по себе очень витиеват. Конструкции фраз и предложений сложны, легко пробежаться по тексту не выйдет. Одно цепляется о другое, вплетается в третье, только готовишься запутаться, как предложение, вдруг, неожиданно заканчивается на ясной и понятной ноте. А иногда наоборот – оставляет тебя наедине с самим собой, среди вороха смыслов. Вот и сиди, разбирайся. Перечитывай. Необходимо быть внимательным, вчитываться и вдумываться. Быть усидчивым и терпеливым. Иначе не получится ничего понять. Что уж там о предложениях, о фразах… Сам подбор слов крайне необычен. Эта специфичность Леоновской речи есть основная изюминка романа и его самая большая трудность. Сначала упиваешься этой свежестью и новизной, а затем от холода сводит зубы. Я заставлял себя читать; ощущал, что витаю в облаках, пока глаза бегают по строчкам. Приходилось ловить себя, возвращаться назад.

Личность автора

В одной из трех своих заметок о романе, которые я веду в телеграме, я писал, что Леонов сошел с ума. С точки зрения медицины – да, я был не прав. Судя по биографии Леонова, тот до последних дней сохранял трезвость рассудка. Его сумасшествие иного рода. Не отмена его пьесы «Метель», не общая опала сталинского периода были катализатором для его богоискательства. Так совпало, что Леонид Леонов, всю жизнь ищущий Бога, попадая в течения крайне сложных обстоятельств , начинает углублять поиски. Углубляется так глубоко и в такие запредельные дали, что где-то и в чем-то «тронулся». Поэтому считаю отрывок из романа, где писатель (рассказчик в романе, один из героев) часто ходит гулять и оказывается в начале сюжета, автобиографичным. В это легко поверить. Гуляя, Леонид Леонов много думал, и что-то открылось ему такое, что сел он возводить свою «Пирамиду». Помимо богоискательства, Леонов искал и человека. Искал оправдания для его появления и существования.

-2

Среда

Атмосфера романа тяжелая. Все пропитано липким мраком и сырым туманом. Текст, как и сюжет, сплошное наваждение. Я ловил себя на мысли, что Леонов показал реальный мир, в котором присутствует хтонический ужас из миров Лавкрафта. Говорю не о схожести стилистической, а об атмосфере, о «воздухе» текста. Действительно страшно. Очень тяжело, безрадостно и мрачно. Ситуацию, в целом, ничего не спасает – ни встречающиеся тут и там анекдотические ситуации, ни иронические пассажи, ни нарочитая фантастичность некоторых сцен. Все здесь работает ради одной цели – нагнетание атмосферы. Сырой и вязкой, словно болотный туман. В Москве эпохи Сталина появляются ангел Дымков и дьявол Шатаницкий. Россия, Москва, в частности, описаны безрадостно, будто вот-вот случится нечто – никакой переклички с Булгаковским «Мастером и Маргаритой». Город здесь другой. Возводятся культовые сооружения новой эпохи, в то время, как старая обретается на кладбище. Еще жива, шевелится и даже дает старт роману.

Сюжет (без спойлеров)

Если вкратце, то что мы имеем? Леонов раскручивает сюжет, где дьявол, присутствуя физически в этом мире, готовит западню для, в свою очередь, материализовавшегося ангела. Готовит посредством одного семейства, состоящего из священника, попадьи, двух сыновей и дочери Дуни. По ходу дела в романе появляются еще многие персонажи, центральными из которых являются Дюрсо, что берет ангела в оборот и устраивает работать в цирк; его дочь, которая хочет зачать от ангела ребенка; режиссер, осознающий свою творческую импотенцию; будущий муж Дуни, который так же и студент профессора-дьявола Шатаницкого; наконец-таки, сам Сталин… Все эти персонажи, сам роман служат лишь для богоискательства самого Леонова; для человекоискательства. А вот нашел ли он Бога или потерял, справился с наваждением или нет, каждый решит для себя сам после прочтения. Подобной участи, быть подсудимым у читателя, обрекается и человечество.

Итого

Если честно, то я не могу сказать, что понял эту книгу. Изучению этого романа можно отдать всю жизнь – настолько он огромен и всеобъемлющ. Здесь каждый найдет что-то для себя. Один оправдание «советчины», другой антисоветчину. Кто-то, исключительно, борьбу Добра и Зла, начала творческого и разрушающего; конфликт духа и глины, что соединился в человеке… Я лишь могу посоветовать не читать «Пирамиду», если для вас это первая книга такого замечательного автора, как Леонид Леонов. Меня никто не предупредил, поэтому разбираться в романе я был вынужден с помощью биографии Леонида Леонова от Захара Прилепина, с помощью лекций Дмитрия Быкова… Без всего этого сопроводительного материала я бы так и остался в неведении и пустоте, что ожидала меня в финале. Желаю себе перечитать этот роман в обозримом будущем, после чего написать вторую часть данной рецензии. Второй блок к собственной Пирамиде.

P.S. «Леонид Леонов: подельник эпохи» Захара Прилепина

-3

Я не очень люблю читать биографии. Купил, однажды, несколько книг из серии «Жизнь замечательных людей», так они стоят до сих пор нетронутыми. Правда, теперь есть одно исключение. Я о биографиях и мемуарах, а не о серии.

Итак, книга Захара Прилепина «Леонид Леонов: подельник эпохи». Купил ее, во-первых, из симпатии к автору. Мне нравится сложная позиция Захара, она необычна и внушает уважение. Во-вторых, понять «Пирамиду» Леонова без знания его биографии, попросту невозможно. Так что, когда я увидел, что у Прилепина есть такая книжка, тут же заказал и сел читать – после «Пирамиды», разумеется.

Книга – огонь! Простой и понятный, великолепный русский язык. Обилие цитат из разных источников, включая литературное наследие самого Леонова. Захар Прилепин отличный биограф. Сыплет фактами, козыряет общением с родственниками и ближайшими друзьями самого Леонова. Рекомендую, даже если про такого классика и не слышали ни разу. Заинтересуетесь.