Это, наверное, едва ли не самая известная картина Винтерхальтера, "короля художников, художника королей". На ней изображена супруга императора Франции Наполеона III, Евгения, и её придворные дамы. Они словно роскошный цветник посреди сада!
Воображаемый, конечно. Потому что по саду дамы должна были прогуливаться в прогулочных костюмах, в шляпках, в перчатках и с зонтиками. Они же - в бальных платьях. Так что природа всего лишь фон для их красоты и нарядов.
Вокруг каждой дамы, как венчик цветка, раскинулась пышная юбка. В ту пору юбки поддерживались довольно простым типом кринолинов. А именно: нижняя юбка из плотной ткани, в которую вшиты обручи. Ещё немного, и конструкцию усовершенствуют. Но пока и эти кринолины хороши, позволяя дамам не мучиться с огромным количеством накрахмаленных нижних юбок.
На дамах почти в самый нарядный вариант костюма, бальные платья. "Почти" – потому что на высшей ступеньке иерархии были роскошные придворные наряды. Но они предназначались только для торжественных церемоний. А там самым нарядным можно считать именно бальное платье. Его шили из более тонких тканей, чем вечернее, потому что в нём нужно было танцевать. По этой же причине они чуть короче вечерних. А ещё у бальных платьев была самая роскошная отделка – кружева, гирлянды цветов, оборки, банты, ленты.
Обратите внимание на форму причёсок. Видите, они невысокие, с довольно низко уложенными на затылке волосами. В костюме всё взаимосвязано, и эти округлые причёски в какой-то степени повторяют очертания пышных юбок.
А ещё взгляните на область декольте. У каждой дамы оно чем-то украшено – нити жемчуга, бархатная лента, брошь. И только на молодой императрице (она в самом центре, в белом платье с сиреневой отделкой) нет никаких украшений.
Возможно, на её правой руке мог бы быть браслет... но мы его не видим. Ведь художник скрыл часть руки и рукава за головками дам на переднем плане.
С одной стороны, художник подчёркивает ничем не нарушенную красоту шеи и плеч – Евгения считалась одной из первых красавиц Европы. С другой – он подчёркивает её скромность. На своей свадьбе за два года до того она, в частности, отказалась принять в дар от мэрии Парижа бриллиантовое колье. И попросила, чтобы на деньги за него создали школу.
Словом, и её положение, и красота, и хорошие моральные качества, и простое белое платье (символ чистоты) - всё это превозносит императрицу!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory