Найти тему
История моды с Марьяной С.

Красавица-императрица и её дамы на знаменитой картине

Это, наверное, едва ли не самая известная картина Винтерхальтера, "короля художников, художника королей". На ней изображена супруга императора Франции Наполеона III, Евгения, и её придворные дамы. Они словно роскошный цветник посреди сада!

Воображаемый, конечно. Потому что по саду дамы должна были прогуливаться в прогулочных костюмах, в шляпках, в перчатках и с зонтиками. Они же - в бальных платьях. Так что природа всего лишь фон для их красоты и нарядов.

"Императрица Евгения и её дамы", Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. (сс) Из коллекции Компьенского дворца, Wikimedia Commons
"Императрица Евгения и её дамы", Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. (сс) Из коллекции Компьенского дворца, Wikimedia Commons

Вокруг каждой дамы, как венчик цветка, раскинулась пышная юбка. В ту пору юбки поддерживались довольно простым типом кринолинов. А именно: нижняя юбка из плотной ткани, в которую вшиты обручи. Ещё немного, и конструкцию усовершенствуют. Но пока и эти кринолины хороши, позволяя дамам не мучиться с огромным количеством накрахмаленных нижних юбок.

"Императрица Евгения и её дамы", Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. (сс) Из коллекции Компьенского дворца, Wikimedia Commons. Деталь.
"Императрица Евгения и её дамы", Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. (сс) Из коллекции Компьенского дворца, Wikimedia Commons. Деталь.

На дамах почти в самый нарядный вариант костюма, бальные платья. "Почти" – потому что на высшей ступеньке иерархии были роскошные придворные наряды. Но они предназначались только для торжественных церемоний. А там самым нарядным можно считать именно бальное платье. Его шили из более тонких тканей, чем вечернее, потому что в нём нужно было танцевать. По этой же причине они чуть короче вечерних. А ещё у бальных платьев была самая роскошная отделка – кружева, гирлянды цветов, оборки, банты, ленты.

"Императрица Евгения и её дамы", Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. (сс) Из коллекции Компьенского дворца, Wikimedia Commons. Деталь.
"Императрица Евгения и её дамы", Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. (сс) Из коллекции Компьенского дворца, Wikimedia Commons. Деталь.

Обратите внимание на форму причёсок. Видите, они невысокие, с довольно низко уложенными на затылке волосами. В костюме всё взаимосвязано, и эти округлые причёски в какой-то степени повторяют очертания пышных юбок.

А ещё взгляните на область декольте. У каждой дамы оно чем-то украшено – нити жемчуга, бархатная лента, брошь. И только на молодой императрице (она в самом центре, в белом платье с сиреневой отделкой) нет никаких украшений.

"Императрица Евгения и её дамы", Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. (сс) Из коллекции Компьенского дворца, Wikimedia Commons. Деталь.
"Императрица Евгения и её дамы", Франц Ксавер Винтерхальтер, 1855. (сс) Из коллекции Компьенского дворца, Wikimedia Commons. Деталь.

Возможно, на её правой руке мог бы быть браслет... но мы его не видим. Ведь художник скрыл часть руки и рукава за головками дам на переднем плане.

С одной стороны, художник подчёркивает ничем не нарушенную красоту шеи и плеч – Евгения считалась одной из первых красавиц Европы. С другой – он подчёркивает её скромность. На своей свадьбе за два года до того она, в частности, отказалась принять в дар от мэрии Парижа бриллиантовое колье. И попросила, чтобы на деньги за него создали школу.

Словом, и её положение, и красота, и хорошие моральные качества, и простое белое платье (символ чистоты) - всё это превозносит императрицу!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory