Сейчас ни для кого не секрет, что автомобильная промышленность шагает вперед семимильными шагами и предлагает потребителю, в большинстве, по-настоящему технологичный продукт. Касается это не только электронных систем, но также и технической части. Причем особый акцент я сегодня делаю на трансмиссиях. Сейчас существуют вариаторы, роботизированные коробки и классические «автоматы». Но я предпочитаю по-прежнему старую-добрую механическую КПП и дальше расскажу, почему до сих пор консервативен в своем выборе.
Да, ребята, механическая коробка переключения передач – это одна из старейших трансмиссий в истории автомобильной промышленности. При этом производители до сих пор ей не изменяют, хоть и наблюдается тенденция к активному переходу на машины с двухпедальным узлом.
Это обусловлено, в первую очередь, потребностями рынка. Автолюбители с каждым годом становятся все более привередливыми и капризными. Им нужен комфорт и функциональность, удобство на каждый день, тогда как удовольствие от эксплуатации отходит на второй план. И действительно, зачем изнурять себя в городе постоянным орудованием рычагом коробки, когда ту же правую руку можно занять смартфоном либо пищей из фаст-фуда, расческой, помадой, бутылкой воды (нужное – подчеркнуть)?
Но я от процесса управления автомобилем не привык отвлекаться ни при каких условиях, ибо считаю, что это понижает безопасность дорожного движения. Кроме того, и ногой могу потопать по третьей педали в пробках – мышцы не атрофировались. Поэтому могу спокойно ездить на механической коробке. А если говорить серьезно, то свои доводы в пользу «старушки» лучше приведу ниже.
Простота обслуживания
Механическая коробка уже всем давно известна. Основы ее конструкции предельно понятны и не требуют разбирательства. Именно поэтому перебирать такую трансмиссию можно практически в любом автомобильном сервисе.
Кроме того, обслуживать МКПП тоже очень легко – даже самому можно управиться, заливая масло или прокачивая сцепление. Что же касается автоматизированных коробок, то тут все уже сложнее.
Во-первых, многие такие коробки требуют периодического обновления программного обеспечения и переобучения, в том числе, и дроссельной заслонки. Иначе велик риск некорректной работы узла и преждевременного износа его компонентов. Также бывают случаи, когда машина может полностью обездвиживаться и тогда до сервиса везти ее придется на эвакуаторе.
Особенно сложны в плане обслуживания роботизированные коробки с двумя сцеплениями – «преселективы». Мехатроник, комплект сцепление и постоянная перепрошивка. Все это изнуряет финансово и морально, и ездить часто на машине с такой коробкой уже не хочется – во избежание очередной неисправности или «бага».
Прекрасные возможности для тюнинга
Скрывать не буду, иногда попадаются на конкретных моделях автомобилей откровенно неудачные трансмиссии и владельцы вместо них предпочитают устанавливать те же «автоматы». Но это скорее исключение из правила. В основном же, происходит иначе – если владелец намерен «зарядить» машину, причем серьезно, то автоматизированные коробки отправляются на покой и берется «механика».
И здесь даже не приводите мне в пример суперкары, где применяются роботизированные коробки. У них на каждом ТО (спустя всего несколько тысяч километров) нужно эти самые сцепления менять и заново настраивать узел. Кроме того, у «автоматов» и «роботов» есть ограничения по крутящему моменту, который они могут «переварить».
Как правило гидротрансформаторы более способны в плане выносливости при увеличении мощности и тяги ДВС, чем «роботы», поэтому при тюнинге их меньше дорабатывают. Но все равно, особняком стоят именно механическое коробки – все связано с более простой и эффективной системой охлаждения, а также минимальной модернизацией, которая еще и дешевле.
Также и сама МКПП может дорабатываться. Реформе подвергается кулиса, сцепление, привод смены ступеней. Могут устанавливать апгрейды в виде автоматической перегазовки и механизма, который позволяет менять ступень без сброса газа – так можно добиться лучшей динамики ускорения.
Тактильные ощущения
Не знаю, как вам, но мне нравится участвовать в процессе управления автомобилем. Это означает не только тупое вращение руля и нажатия на педали газа, тормоза. Порой хочется поупражняться и в переключениях, быстром выжиме сцепления.
Это бодрит и делает поездку интересней – пропадает чувство усталости и сна. В машине с двумя педалями – газа и тормоза таких ощущений, увы, вы не получите. И порой кажется, что это не вы управляете машиной, а машина управляет вами.
Меньший расход топлива
В этом плане механическая коробка является бесспорным лидером. Порой конкуренцию ей составляет вариатор и «робот», однако так происходит лишь в определенных режимах и не всегда. Поэтому именно она сейчас – лидер в плане экономии.
Все потому, что водитель сам решает, когда ему тормозить двигателем, когда включать нейтраль и на каких оборотах переключаться – до сих пор ни одна адаптивная коробка так и не выработала идеальную адаптивность и мысли водителя читать не способна, особенно в городе, где дорожная обстановка меняется каждую секунду, порой даже управляющего застающая в расплох.
Поэтому на топливе экономить нужно именно на «механике». В Европе, кстати, так и делают. А распространение у них «роботов» и бесступенчатых трансмиссий обусловлено, опять же, удобством городской эксплуатации. Но и там автоматизированные коробки – не в приоритете.
Удобство при зимней эксплуатации
Вот об этом многие автомобилисты попросту забывают и дело здесь не только в том, что на автомобилях с автоматизированной коробкой неудобно буксовать. Да, буксовать не только неудобно, но и крайне нежелательно, ибо штатные радиаторы таких коробок на долгую эксплуатацию на высоких оборотах не рассчитаны и узлы быстро перегреваются, что приводит к их выходу из строя.
Но это еще не все. Многие не в курсе почему-то, но перед каждой поездкой на автомобиле с АКПП/АМТ/CVT после его длительного простоя в условиях низких температур воздуха нужно прогревать коробку. Это делается для того, чтобы заработал масляный насос и «разогнал» жидкость по всему узлу. Сперва двигаем рычаг селектора во все режиме, пока машина стоит, а потом двигаемся на низких оборотах примерно 5 километров и только после этого постепенно начинаем прибавлять темп.
У «механики» таких проблем практически не бывает. Да, и в ней масло может загустевать, однако это не способно критически повлиять на ресурс компонентов трансмиссии, если насильно не мучить коробку на первых этапах движения машины. Посему, МКПП банально практичней зимой.