РУГАТЕЛЬСТВО МОРСКИХ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ
На самом деле эта фраза просто таки универсальный способ выразить свои эмоции. Несмотря на то, что по сути она является эфмеизмом (то есть словом заменяющим какое-то другое не очень приличное выражение), но означать может не только досаду, но и злость, удивление и даже радость.
Я уже писал в предыдущей статье об еще одном фольклорном персонаже МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ЗДЕСЬ, который стал популярным благодаря знаменитому советскому фильму.
Ну а наш старый знакомый – екарный бабай, получил вторую жизнь из уст дальнобойщика Федора Ивановича в исполнении актера Владимира Гостюхина. Думаю, многие вспомнят популярный некогда сериал «Дальнобойщики»
Но кто же такой этот товарищ, которого столь часто вспоминают?
«Золотая дремотная Азия»
Логично было бы предположить, что корни этого выражения следует искать в Азии. Я и предположил.
Действительно слово «бабай», давшее корень екарному бабаю и кстати всем знакомому детскому страшилищу бабайке, означает в переводе с татарского просто дедушка или старик. Кстати «Бабайка» с того же самого языка переводится просто «старуха».
Соответственно и слово «екарный» переводиться как… Впрочем единого мнения насчет этого нет. Зато есть три версии.
Первая, что изначально фраза звучала Как Е хана, бабай – дословно конец тебе, дедушка. Здесь не имеется ввиду, что татары массово ополчались на несчастных старичков, а проявление как раз таки недолюбливания татар русскими. Видимо за татаро-монгольское иго.
Моряки и дальнобойщики
Есть еще так сказать матросская версия, пришедшая к нам из города, который как раз и стоит на стыке культур Европ и Азии. Там бабаями называли как раз пожилых матросов, зарабатывающих себе на хлеб установкой и регулировкой бакенов на Волге. Кто не знает бакен – это плавучий знак на якоре, который обозначает опасность под водой, не всегда видимую капитану судна. Такие бакены крепились к якорям – а установщики и регулировщики – те самые старые матросы назывались якорными бабаями. Якорными по профессии и бабаями по возрасту. Соответственно, когда вода повышалась, нужно было не забыть вытравить якорный трос, чтобы бакен не утонул, ведь в противном случае кто-то не увидев бакен мог как раз таки и напоротьс на ту самую опасность, о которой он должен был предупреждат. И тогда в устах капитана – выражение « якорный бабай» становилось уже ругательством. Ну а с течением времени, «якорный» трансформировался в екарный.
А заодно стал любимым выражением русских работяг. Лично мне, как и многим, сразу представляется пожилой дальнобойщик Иваныч, из полукомедийного сериала, о котором я уже упоминал в начале этой статьи.
Кстати, есть еще версия. Что в той же Астрахани и в каспийских говорах екарный бабай обозначал, согласно словарю самого Даля «большой становой якорь»
Толерантная версия или сказка впереди
Есть конечно и еще одна версия. Я, чтобы не погрешить против истины, озвучу, конечно и ее, надеюсь меня не упрекнут как в излишней толерантности так и не причислят к представителям нетрадиционных меньшинств.
Так вот екарный бабай – это вполне реальный персонаж. И обозначает он, как бы это так поприличнее сказать. Короче говоря переводе с тюркского языка бабай все так же остается дедушка. А вот ежели он еще и «екарный», то значит это голый дедушка, который любит мужчин. В прямом смысле. Как увидит, так сразу и любит.
Так что не дай Бог повстречать екарного бабая в реальной жизни.
Теперь точно сказка
Ну и последняя так сказать ипостась бабая – это персонаж славянских сказок.
Бабай или бабайка. Может кто-то вспомнит было такое детское стихотворение, вроде колыбельной страшилки, наподобие «серого волчка», любителя кусать «за бочок».
Баю, баю, баю, бай
Приходил вечор бабай.
Приходил вечор бабай,
Просил: деточку отдай.
Нет, мы детку не дадим,
Детку надо нам самим.
Эта сказка родом из Архангельской губернии и не знаю как вы, я бы не уснул под такую. Мне лично в детстве пели гораздо более позитивную песенку «Как на Лысой горе Чертов Камень лежит…»
Внешность бабая,как правило не описывается ,чтобы ребенок мог себе представить его насколько возможно страшным. А вот в той же Архангельской области есть и описания злобного бабайки, как угрюмого кривобокого старика.
Вот такие вот истории, про этого многогранного персонажа. Ну а у меня на сегодня все.
С вами был Станислав С. Кий. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки