Есть такой концепт в масскульте. Восставшие ожившие мертвецы, которые практически не имеют ни разума ни речи.
Они пришли в наши истории из африканских сказок, где мертвецов поднимали для работы на плантациях.
Забавно, что они никогда не были заразными в представлениях африканцев. А первый фильм, где были вот такие классические орды восставших был в фильме "Ночь живых мертвецов" Ромеро.
Вот только там их никто не называл зомби. Видимо как то потом два концепта слились вместе.
Как известно, обычно зомби появляются в результате эпидемии (нет, не этой), либо в результате работы безумных учёных или сил зла.
Обычно они медленные и вяло бредут, но иногда это реактивные громилы, несущиеся к цели.
В общем, давайте сделаем вывод:
Пришли из бедной страны, соединил в себе страх перед чужой культурой, бедняками, антисанитарией. Сильны в большом количестве, тупы, но практически неистребимы.
Это же фантастическое воплощение страхов "истеблишмента" перед пролетариатом.
Вспомните классические зомби фильмы: Выжившие заперлись в супермаркете и потребляют дары цивилизации, а голодные зомби стучатся в двери и окна.
Это же метафора потребления, которое доступно богатым, но недоступно рабочим. А всякая элита в этих сценариях (правительство, армия, прочие шишки) обычно вообще за кадром. То есть в бункерах.
Теперь о вампирах, коротко. С самого начала упыри были такими же ходячими трупами. С признаками разложения и т д.
Постепенно они отделились от всяких вурдалаков, от другой нежити и в современной культуре вампир это нечто либо утончённое, либо нарочито брутальное.
Но в любом случае - это некто обладающий властью, силой, как единица, а не как часть толпы.
Таким образом, у нас выходит, что в образе зомби мы боимся бунта пролетариата. А в образе вампира - правящего класса. Просто раньше, правящий класс был аристократией и у вампиров были характерные черты. А теперь они выглядят как бизнесмены, бандиты, артисты.
Все те, кого мы сегодня считаем элитой.