Найти тему
Алексей Коновалов

Суды над ведьмами в России lll Мор и голод.

Здравствуйте, дорогие друзья. С вами Алексей Коновалов. Мы продолжим разговор о судах над ведьмами. Здравствуйте, дорогие друзья. С вами Алексей Коновалов. Мы продолжим разговор о судах над ведьмами.

Женщин, обвинённых в причинении голода, мора, засухи и других подобных общественных бедствий, приговаривали к смерти. Их сжигали, топили и закапывали живьём в землю. Вот несколько случаев таких наказаний на юге России.

В 1720 году в местечке Красилове, в южной части Волыни крестьянами была закопана, а потом сожжена 120-летняя старуха, которая была заподозрена в причинении свирепствовавшей тогда моровой язвы. На неё, как на виновницу мора, указал знахарь, к помощи которого обратилась громада (деревенский совет).

В 1710 году Украйну посетили два тяжёлых бедствия—мор и саранча. Моровая язва была до того сильна, что в одном черниговском полку умерло из-за неё 11000 человек. Она продолжалась в 1711 и даже до 1712 года. Саранча также налетала дважды и до корня съедала посевы и травы. Уныние было сильное в народе, люди даже думали, что грядёт конец мира. В местечке Олишевке, под влиянием моровой язвы народ пришёл в большое смятение, как было описано в одном документе: "бунтовщики взбунтовались, многих жён, признавая их за ведьмовство, пожгли". Погибли от огня не только простые казачки и жёны посполитых (посполитые—малороссийские свободные крестьяне) но также и мать бунчукового товарища (почётное казачье звание, которым награждал лично гетман) Михайла Быховца. Оставшиеся в живых виновники гибели женщин одни были казнены, другие наказаны телесно, третьи на многие годы сели в тюрьму. Быховец старался подвести под суд как можно большее число виновников расправы, на что жители Олишевки даже посылали жалобу гетману Скоропадскому.

Народное верование, что для прекращения моровой язвы необходимо отыскать виновницу её распространения и сжечь или закопать живой в землю, со временем перешло в другое верование, согласно которому для прекращения мора самое вернейшее средство—похоронить живой вообще какую-нибудь старуху. Это поверье не выветрилось даже к концу XIX кека. В 1855 году оно было осуществлено жителями деревни Окопович Новогрудского уезда, во время свирепствовавшей холеры. Когда двое крестьян упомянутой деревни везли хоронить своих только что умерших детей, к печальной процессии по дороге присоединились ещё несколько человек крестьян, и между прочими сотский и старуха крестьянка Манькова. Манькову уговорили идти на похороны сотский и несколько человек крестьян. Они задались целью вместе с умершими детьми похоронить и её, так как были уверены, что самый верный способ прогнать холеру состоит в том, чтобы закопать в землю живую старуху, и что это средство уже испытанное. Манькову действительно похоронили вместе с детьми. Но холера не прекратилась и забрала всех участников преступления, за исключением одного крестьянина Козакевича, который и принял наказание. Козакевич, по решению Минской уголовной палаты был признан виновным в убийстве с обдуманным заранее намерением и был приговорён к наказанию плетьми и ссылке на каторжные работы в рудниках на 12 лет (документы по этому делу были предоставлены журналисту "Киевской старины" П. Ефименко госпожой Борсук, урождённой Шрамченко из Олишевки).

Остальные части можно прочитать, перейдя по ссылке: (l) , (ll) .

На этом позвольте раскланяться. Встретимся позже. До встречи. Берегите себя и близких.