Найти тему
Алексей Коновалов

Суды над ведьмами в России.

Здравствуйте, друзья. С вами Алексей Коновалов. При написании этой статьи возникла неожиданная трудность. Долго не мог найти иллюстрацию, отражающую суть этой публикации. То есть картинок по теме много, но все они про заграничные суды и казни над ведьмами. Есть в Радзивиловской летописи рисунки, да только там про наказание волхвов, это всё же не совсем то. Выбрал вот такую картинку, хотя здесь тоже люди изображены в нерусской одежде, но по смыслу более или менее подходит.

С женщинами, заподозренными в ведьмовстве, потерпевшие расправлялись самолично, посредством побоев. При этом, конечно, удостоверяются, имеет ли подозреваемая необходимый признак—хвост. "Случалось поймать иную ведьму, коль скоро начиналась над ней расправа, необходимая в таких случаях, оказывалась, что она не ведьма, а самозванка"(Н.А. Маркевич, Обычаи, поверья и кухня малороссиян, Киев, 1860 год, страница 83).

Бывали примеры того, что потерпевшие обращались с исками на ведьм в волостные суды. Любопытный случай такого рода имел место в Старобельском уезде Харьковской губернии в 1864 году. В селе Белявке, принадлежащем помещику Штенгеру, в волостное правление явился крестьянин той волости и принёс жалобу,что соседка его, будучи во вражде с ним, испортила его корову, которая через это и околела, вместе с этим, добавил он, что соседка его ведьма, и что он просит правосудия волостного правления. Жалоба крестьянина была выслушана волостным старшиной и присутствовавшими с ним в правлении стариками. Чтобы не принять ошибочное решение в столь трудном обстоятельстве, старшина и всё собрание, после долгого обсуждения дела, остановились на заключении, что необходимы более ясные доказательства вины подозреваемой, и для этого предложили истцу искать знахаря, который сможет определить ведьму. В знахарях в те времена в сёлах недостатка не было. В четырёх верстах от Белявки, в селе Варваровке, принадлежащей графине Клейст-Леос был отыскан знахарь и привезён в Белявское волостное правление. При сборище народа, всегда интересующимся подобного рода событиями, был задан вопрос знахарю: кто извёл корову крестьянина? Ответ знахаря подтвердил обвинение хозяина коровы и удостоверил, что его соседка действительно ведьма. Никто из присутствующих не засомневался в словах знахаря, и несчастная женщина была обвинена и в истреблении коровы, и в преступном занятии чародейством. Тут же крестьяне избили бедную женщину, подвергли её освидетельствованию, так как истинная ведьма должна иметь хвост, потом присудили заплатить соседу за погибшую корову. Беда тем не кончилась: семейству женщины не стало житья в деревне, ни ей ни мужу, ни детям не было проходу ни от старого, ни от малого. Едва кто из них показывался на улице, их встречали бранью, укорами в колдовстве и свистом. Беззащитная семья долго терпела все обиды и наконец обратилась с жалобой к мировому посреднику. Что было далее и что решил посредник, не известно (Харьковские Губернские Ведомости 1864 год №53).

Остальные части по ссылке: (ll) , (lll).

Что ж, прервёмся до следующего раза. До скорых встреч. Берегите себя и своих близких.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц