Найти в Дзене
Кино | Retinsky

30 поцелуев Мордюковой и Вицина и другие подробности съемок «Женитьбы Бальзаминова»

Оглавление

Привет, друзья! На связи RETINSKY | О КИНО

На выходных встретил я своего бывшего одноклассника. Надо сказать, что не виделись мы с ним лет двадцать пять, не меньше. Зашли в кофейню, разговорились о жизни. Я рассказал ему о своей семье, он — о том, как женился в первый раз. Занимательная история, хоть кино снимай.

Иду домой и думаю: где-то я такое уже видел… и вдруг осенило — да это же «Женитьба Бальзаминова»! Ну точно, один в один! Только с поправкой на эпоху. Стал искать этот фильм, чтобы пересмотреть и наткнулся на интересные факты.

Зрелый мужчина в роли юнца

Георгий Вицин. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.
Георгий Вицин. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.

Никогда бы не догадался, что Георгию Вицину на съемках фильма было столько же, сколько мне сейчас — 47 лет. А в произведении А.Н. Островского Мише Бальзаминову — всего 25! Но режиссер Константин Воинов никого, кроме своего старого друга не хотел снимать.

И великому актеру для роли в «Женитьбе забальзамированного», как он сам в шутку называл этот фильм, приходилось долго и тщательно рисовать на лице рыжие веснушки, чтобы скрыть морщинки, добавлять в грим немного красной краски, чтобы кожа выглядела молодой и свежей, строго следить за своей осанкой и походкой.

Георгий Вицин всегда был стройным мужчиной, но ради этой роли стал заниматься спортом, чтобы выглядеть как юноша. Старания актера не прошли даром — зрители видят на экране симпатичного молодого человека с модными завитушками на голове и манерными движениями.

Мама младше сына

Людмила Шагалова. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.
Людмила Шагалова. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.

Удивительно, но Людмила Шагалова, сыгравшая в фильме матушку главного героя, была моложе «сына» на 6 лет. Ей, чтобы выглядеть пожилой женщиной, приходилось много часов гримироваться, создавая морщины с помощью специального клея и пара.

После съемочного дня актриса долго разглаживала кожу на руках и лице дорожным утюжком. Интересно, что через 11 лет Вицин и Шагалова сыграют семейную пару в фильме Леонида Гайдая «Не может быть!»

Сразу две роли Натальи Крачковской

Георгий Вицин и Наталья Крачковская. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.
Георгий Вицин и Наталья Крачковская. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.

Будущая популярная актриса советского кино Наталья Крачковская на съемках фильма в Суздале оказалась случайно. Она была женой звукооператора и приехала с маленькой дочкой, чтобы отдохнуть от московской суеты.

Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова и Наталья Крачковская. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.
Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова и Наталья Крачковская. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.

Режиссер Константин Воинов предложил ей сняться в эпизодической роли «гулящей» дамы, и она согласилась. Крачковская появляется в кадре еще раз, в роли приживалки купчихи Белотеловой.

Простой народ в кадре

Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.
Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.

Часто бывает так, что для участия в массовых сценах приглашают местных жителей. Не стала исключением и «Женитьба Бальзаминова». В газете напечатали объявление о кастинге на кинокартину. И народ пошел!

Шофер автобазы Иван Быков сыграл роль одного из братьев Пеженовых, Лариса Новикова вместе с другими девушками участвовала в сцене «Мечты Бальзаминова», местная старушка развлекала хозяйку в сцене чаепития.

Жители Суздаля шутят, что главный герой фильма — город, ведь в съемках «засветились» почти все его жители.

Поцелуй с 30 дубля

Нонна Мордюкова и Георгий Вицин. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.
Нонна Мордюкова и Георгий Вицин. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.

Один из самых выразительных эпизодов — это поцелуй купчихи Белотеловой и Бальзаминова. Казалось бы, что здесь трудного, но нет! Воинову не нравилось, как это делала Нонна Мордюкова, и артисты раз за разом повторяли этот дубль.

День был жаркий, грим плавился, все устали, но режиссер был неумолим. Вицин уже еле стоял на ногах, его спина была исколота, торчащими в заборе гвоздями, тело в синяках. Мордюкова никак не могла понять, что от нее требует Воинов.

Наконец, после 29 поцелуя Нонна Викторовна разозлилась, схватила Вицина за голову … и поцеловала по-настоящему, изо всех сил. 30-й дубль был снят!

Требовательный режиссер

Режиссер любил актеров «Женитьбы Бальзаминова», поэтому команда артистов переходила из одного его фильма в другой. Но, вместе с тем, он был очень строг к ним и даже жесток, добиваясь идеального исполнения роли. Об этом написала в своей книге «Моя любовь» Лидия Смирнова.

Несмотря на то что она состояла в отношениях с Константином Воиновым, он не давал ей никаких поблажек. Коллеги по цеху вспоминают, что режиссер был даже к ней более придирчив, чем к другим актерам.

Нонна Мордюкова и Лидия Смирнова. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.
Нонна Мордюкова и Лидия Смирнова. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.

Например, в сцене чаепития у вдовы Белотеловой, сваха – героиня Смирновой — ест пирог с вареньем. На экране это выглядит очень аппетитно, но этот кусок пирога был уже примерно 15-ым по счету. Из воспоминаний актрисы: «меня рвало, меня трясло, я снова и снова ела этот пирог, и все равно Константин Наумович добился того момента, когда его все полностью устроило».

Воинов открыл в Лидии Смирновой характерную актрису. Она тщательно подбирала походку, жесты и манеру разговора, чтобы исполнить роль свахи. В результате появился комичный образ вездесущей хлопотуньи без определенного возраста.

Еще о фильме и актерах

Если роль у Натальи Крачковской была первой в ее карьере, то для Екатерины Савиновой, которая сыграла служанку Матрену, это была одна из последних творческих работ.

Екатерина Савинова. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.
Екатерина Савинова. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.

Ей поставили страшный диагноз — бруцеллёз. Съемочная группа и актеры вспоминают, что в финальных сценах фильма было заметно, что болезнь актрисы сильно прогрессирует. Через 6 лет после «Женитьбы Бальзаминова» Екатерина Савинова бросилась под поезд.

Нонна Мордюкова. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.
Нонна Мордюкова. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.

Образ вдовы Белотеловой очень нравился Нонне Мордюковой. Наталья, сестра великой актрисы рассказывает, как Нонна Викторовна позвонила ей со съемок и сказала, что похожа на пышную даму, сошедшую с картины Кустодиева.

Людмила Шагалова и Георгий Вицин. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.
Людмила Шагалова и Георгий Вицин. Кадр из х/ф «Женитьба Бальзаминова», режиссер Константин Воинов, 1964 год.

После съемок в «Женитьбе Бальзаминова» Людмила Шагалова сыграла много ярких ролей в кино и театре, но в 80-х годах исчезла с экрана. Актриса полностью потеряла зрение, и последние 15 лет своей жизни ничего не видела.

Сейчас фильм входит в «Золотой фонд советского кинематографа». Несмотря на то что он не получил ни одной награды, зрители полюбили его, а реплики героев разошлись на цитаты.

Удивительно как в наше время актуально произведение А.Н. Островского, а герои пьесы узнаваемы. Это и есть главный признак гениальности любого писателя.

Мое поколение с удовольствием вновь и вновь пересматривает эту ироничную красочную экранизацию бессмертного произведения.

Хочется посоветовать молодым людям обязательно посмотреть фильм «Женитьба Бальзаминова».

См.: Новости кино · Обзоры фильмов · Факты о кино · Ещё...