Найти в Дзене
Кино | Retinsky

10 наших фильмов, которым аплодировали на кинофестивале в Венеции

Оглавление

Привет, друзья! На связи RETINSKY | О КИНО

В отечественном кинематографе, как и в любом другом, были разные работы: проходные, пропагандистские, смешные, наивные и опережающие время. Но существует целый пласт фильмов, которые были признаны на Венецианском кинофестивале - одном из самых строгих по отбору.

Хочу вспомнить несколько самых ярких картин, которые "ездили" в Венецию и обрели там заслуженный успех.

Пышка

Кадр из фильма «Пышка», режиссер Михаил Ромм, 1934 г.
Кадр из фильма «Пышка», режиссер Михаил Ромм, 1934 г.

Режиссерский дебют Михаила Ромма, первая роль Фаины Раневской. Очень смешная и тонкая картина по мотивам одноименной новеллы Ги де Мопассана. Фильм венецианским зрителям и жюри понравился - но не забыли его и позже: плакат с афишей "Пышки" появлялся и в сериале "Друзья", и в фильме "Семь" Дэвида Финчера.

Очень удивился, когда узнал, что исполнительнице главной роли Галине Сергеевой на момент съемок было всего девятнадцать лет - выглядит она опытной взрослой дамой. Полагаю, дело в таланте актрисы и мастерстве гримеров.

Весна

Кадр из фильма «Весна», режиссер Григорий Александров, 1947 г.
Кадр из фильма «Весна», режиссер Григорий Александров, 1947 г.

Фильм получил признание не только за счет участия Любови Орловой, но и благодаря нетипичному для СССР сценарию, который приглянулся бы и современным голливудским режиссерам.

Отдельная от меня благодарность - за виды Москвы сороковых, стремительно хорошеющей и живой.

Попрыгунья

Кадр из фильма «Попрыгунья», режиссер Самсон Самсонов, 1955 г.
Кадр из фильма «Попрыгунья», режиссер Самсон Самсонов, 1955 г.

Очень яркий, веселый, но заставляющий задуматься фильм. Моя любимая роль Сергея Бондарчука - как он благороден и величественен здесь! Но самое примечательное - кино было снято по технологии Magicolor, появившейся в Америке конца сороковых.

Производители этим явно гордились - слоган фильма звучит как "Artkino's New Magicolor Hit".

Гамлет

Кадр из фильма «Гамлет», режиссер Григорий Козинцев, 1964 г.
Кадр из фильма «Гамлет», режиссер Григорий Козинцев, 1964 г.

Думаю, у фильма не было шансов не стать призером фестиваля. Потрясающая операторская работа, напоминающая о Бергмане, потрясающий молодой Смоктуновский, музыка Шостаковича, усиливающая трагизм и напряжение картины - это то самое кино, которое можно назвать высшей степенью искусства.

Звонят, откройте дверь

Кадр из фильма «Звонят, откройте дверь», режиссер Александр Митта, 1965 г.
Кадр из фильма «Звонят, откройте дверь», режиссер Александр Митта, 1965 г.

Чудесный фильм - во многом благодаря совсем юной Елене Прокловой. "400 ударов" по-советски - с трогательной девочкой вместо взбалмошного Антуана Дуанеля.

Мне кажется, это лучшая работа Митты, его пик, к большому сожалению. Здесь он превзошел себя - и больше этой же планки не достигал.

Начало

Кадр из фильма «Начало», режиссер Глеб Панфилов, 1970 г.
Кадр из фильма «Начало», режиссер Глеб Панфилов, 1970 г.

Чурикова - актриса потрясающая. И во многом именно она повлияла на любовь к фильму за рубежом. Ей бы в двадцатые - быть Жанной д'Арк если не вместо, то вместе с Рене Фальконетти.

Кино красивое: геометрично выверенный кадр, эффектные драматичные локации. Но талант Чуриковой для меня в нем не перебьет ничто.

Ты и я

Кадр из фильма «Ты и я», режиссер Лариса Шепитько, 1971 г.
Кадр из фильма «Ты и я», режиссер Лариса Шепитько, 1971 г.

К Шепитько я питаю особую любовь. На мой взгляд, она одна из самых талантливых женщин-режиссеров всех времен, и точно самая талантливая на советском и пост-советском пространстве - наряду с Кирой Муратовой. Не могли не оценить ее и в Венеции.

Мое "браво" - умному построению кадра, сценарию Шепитько и легендарного Шпаликова, Алле Демидовой и Юрию Визбору, символам той эпохи, по моему субъективному мнению.

Сталкер

Кадр из фильма «Сталкер», режиссер Андрей Тарковский, 1979 г.
Кадр из фильма «Сталкер», режиссер Андрей Тарковский, 1979 г.

Тарковский зарубежными фестивалями и критиками всегда был обласкан - и абсолютно заслуженно. Странный, медленный, загадочный и гениальный фильм - как и все (почти) работы режиссера.

Да, смотреть его сложно даже тем, кто относится к Тарковскому без пренебрежения - но венецианские зрители не могли не отметить характерную для него техничность и обилие авторских приемов, которые впоследствии повлияют на мировой кинематограф.

Очи черные

Кадр из фильма «Очи черные», режиссер Никита Михалков, 1987 г.
Кадр из фильма «Очи черные», режиссер Никита Михалков, 1987 г.

А вот этот фильм, на мой взгляд, венецианским жюри был сильно переоценен. Возможно, я слишком предвзято отношусь к стилистике кино восьмидесятых, но для меня "Очи" - претенциозная и отчасти безвкусная картина, которую не спасает даже наличие в кадре Марчелло Мастроянни.

Я искренне считаю, что самое вульгарное по «визуалу» кино в 80-х было у СССР и Италии - и здесь они объединились. Случай, когда все талантливы, но что-то не работает. Или так кажется много лет спустя.

Возвращение

Кадр из фильма «Возвращение», режиссер Андрей Звягинцев, 2003 г.
Кадр из фильма «Возвращение», режиссер Андрей Звягинцев, 2003 г.

Я начинал смотреть этот фильм, не ожидая ничего хорошего. Но он меня покорил.

Нет, я не назову Звягинцева "Тарковским нулевых", как любят говорить некоторые зрители. Но динамика, работа с пространством, сочетание форм и линий в кадре - все это в кино на высоте. И это поднимает его на новую высоту.

Отдельно хочу отметить талантливую игру маленького Ивана Добронравова - жаль, что не нашлось кому этот талант впоследствии огранить.

См.: Новости кино · Обзоры фильмов · Факты о кино · Ещё...