Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Как договариваться с ребёнком, который не понимает речь? (для родителей алаликов и аутистов)

Оглавление

Сегодня я хочу рассказать о некоторых приёмах для занятий и не только, которые я применяла с Лёвой, когда он ещё не понимал речь. После их ввода сын намного меньше закатывал истерики, так как даже без слов он понимал мои намерения и у него была мотивация что-то делать.

Я использую их и сейчас, так как они позволяют договариваться и минимизировать конфликты. Кстати, смело могу рекомендовать эти методы не только для особых детей, но и для обычных малышей, любящих покачать права.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Правило "Сначала - потом"

Широко используется в визуальном расписании ABA-терапии. И недаром - это простая методика, позволяющая вывести аутистов и безречевых детей на сотрудничество.

Принцип крайне простой: вы просите ребёнка сделать СНАЧАЛА что-то не интересное ему или даже не очень приятное, но за этим ПОТОМ всегда следует какое-то поощрение.

Для неречевых детей с РАС делаются примерно такие карточки, позволяющие наглядно объяснить ребёнку чего вы от него хотите и что он за это получит:

-2

С моим алаликом мне удалось применять её даже без карточек - я просто многократно и настойчиво повторяла: "Сначала занимаемся, а потом гуляем/едим печенье/играем".

Если ребёнок понимает речь, ввод этого правила происходит очень быстро и без всяких карточек и настойчивого повторения, главное строго соблюдать последовательность и не обманывать ребёнка.

Если НЕ понимает, придётся запастись терпением, но в конечном итоге он его усвоит.

☞ Бывает так, что учишь-учишь, а ребёнок чего-то не хочет учиться. Всё равно закатывает скандал и не идёт на контакт. Если вы уже долго (два месяца и больше) пытаетесь так договориться, а воз и ныне там, дело может быть в том, что используется недостаточно сильное поощрение.

Кому-то из детей достаточно прогулки и слов "молодец", но кому-то требуются более ощутимые стимулы - игры на телефоне/компьютере, вкусняшки, и прочее.

Чтобы мотивация была более сильной, всё, что может сыграть роль поощрения, стоит вообще перестать давать просто так. Если малыш будет знать, что он по-любому получит конфету, то его мотивация что-нибудь сделать за конфету, будет существенно снижаться. То же самое касается мультиков, игр и прочего.

"Сделай последнее"

Этот приём мне подсказала психолог из детского центра.

Нередко бывает такая ситуация: ребёнок сядет, немного поделает задание или какую-то работу, потом начинает канючить и ныть, что устал, руки-ноги болят, не хочу/не буду. Маленькие дети, особенно безречевые, просто начинают психовать и истерить.

В результате родителю приходится выбирать из двух вариантов:

  1. Заставить доделать задание через силу и через "не хочу";
  2. Быстренько всё убрать и сдаться.

В первом случае родителю приходится оказываться в роли давящего узурпатора. Это может мешать установлению привязанности, а особые дети и так часто испытывают с ней проблемы.

Во втором случае родитель идёт на поводу у ребёнка и тот быстро смекает, что надо поныть/поорать и от него отстанут. Конечно, после этого трудно будет построить эффективные занятия, так как ребёнок верховодит процессом, а не взрослый.

Но вот правило "Сделай последнее" отлично помогает и продлить задание (можно ведь сказать "Последние три", например) для симулянтов-нехочух, и не ударить в грязь лицом. В этом случае вы не идёте у ребёнка на поводу, а оказываетесь главным человеком в паре "Родитель-Ребёнок", за которым всё равно осталось последнее слово.

Лёва отвратительно разукрашивал и очень долго не любил это занятие. У него мало того, что не получалось, так ещё и были слабые, быстро устающие руки. Тем не менее, раскраски важная часть логопедической коррекции, поэтому я систематически приучала к ним сына, используя правило "Сделай последнее": "Раскрась последние 3 вишенки", "Раскрась последнюю деталь".

Сын, зная, что нелюбимые раскраски вот-вот закончатся, послушно докрашивал, что сказали. Так мы понемногу приучались делать всё больше и лучше. Кстати, сейчас он раскраски обожает и может самостоятельно раскрашивать их по 1,5-2 часа в день, в то время как я умничаю в блоге 😅

Дать возможность выбирать

Позволяет сделать так, чтобы ребёнок почувствовал уважение к себе и что к нему прислушиваются. Приучение к выбору позволяет избегать многих истерик.

Выбор можно применять где угодно. Например, у вас ребёнок не любит кушать. У нас тоже бывали периоды, когда казалось, что сын питается фотосинтезом. Помогало предоставить ему выбор тарелки/ложки/вилки для приёма пищи.

В магазине выбор не раз спасал меня и от истерик. Сейчас, например, хочет ребёнок мороженое, а его нельзя из-за аллергии/больного горла, в ход идёт сразу несколько альтернатив: "Я не могу купить тебе мороженое, но могу купить банан/вот эту игрушку/могу отвести на площадку".

Когда сын был поменьше, не говорил и не понимал речь, я использовала самый простой вариант подачи выбора: показывала ему в магазине, к примеру, две книжки и говорила короткую фразу: "Выбери одну". Он пытался взять две, но я настойчиво повторяла "Одну!", протягивая то ту, то другую. В итоге какую он брал - такую и покупали.
За несколько раз он понял, что мама покупает то, что он выбрал. Но это что-то одно, а не ворох ерунды, на которую всегда будет отказ - так получается не идти на поводу у хочух и избегать многих ненужных трат.

Когда ребёнок подрастает и начинает неплохо понимает речь, можно пробовать использовать технику "выбор без выбора". Сын у меня хорошо складывает пазлы от 100 деталей, но при этом равнодушно к ним относится и никогда не проявит инициативу в их адрес. Есть у нас и прописи, которые он не сильно любит.

Если мне очень надо занять ребёнка чем-то полезным, чтобы он не скучал и не бедокурил, я даю ему выбор без выбора: "Что ты будешь делать? Писать прописи или собирать пазл?". И то, и другое занятие ему не очень, но так как у него есть видимость выбора, он берёт что-то из них и делает, а не закатывает скандал, как если бы я, не спрашивая его, поставила перед фактом, что он сейчас будет делать прописи или собирать пазлы.

Важно: почти все приёмы, кроме выбора без выбора, требуют некоторого времени для ввода. Первые разы точно будут скандалы и истерики, пока малыш не поймёт в чём выгода лично для него.

Если для ребёнка с нормальным развитием подобные техники можно ввести за несколько раз, то для особых малышей ввод может растянуться на несколько недель и даже месяцев. Но я рекомендую запастись терпением, так как оно того стоит - это отличный способ снизить стресс от конфликтов и показать ребёнку очевидную выгоду от взаимодействия со взрослым. А это, в свою очередь, простимулирует дальнейшее развитие коммуникации.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как научить ребёнка указательному жесту (для родителей детей с аутизмом, алалией и другими нарушениями развития)

Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР

Полезные приложения на телефон для детей с алалией, аутизмом и не только