Найти тему
В контексте

«Сегун» – история о том, как англичанин стал самураем

Знаете, почему самураи презирали ниндзя? А как зарождался институт гейш (как бы нелепо сочетание этих двух слов ни звучало)? Если нет, то узнаете, прочитав эпопею Джеймса Клавелла «Сегун».

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Действия в романе происходят в начале XVII века. Совсем недолго осталось до самоизоляции (модное нынче слово) страны. Пока же европейцы в лице португальцев продолжают обращать в свою веру местное население и торговать китайскими шелками и другими нужными местной знати товарами.

Страна, которая уже готовится на два с половиной столетия закрыться от остального мира, не церемонится с иноземцами: едва придя в себя после кораблекрушения, кормчий Блэксорн становится свидетелем жестокой расправы самурая со своим подданным, не склонившим при его приближении головы. Уточню: эту голову самурай хладнокровно отсекает. Дальше – больше, одни изуверские пытки чего стоят.

Для англичанина непостижима безоговорочная готовность самураев уничтожить себя и весь свой род по прихоти сюзерена, их хладнокровная жестокость, сексуальные извращения, наконец. Но постепенно храбрый моряк открывает и другие стороны этой противоречивой страны.

В первую очередь – своеобразное мировоззрение японцев, таких целомудренных в одном и распущенных в другом. Как они просто смотрят на сложные, на взгляд европейца, вещи. И как просто с этими сложными вещами обращаются. Что для них долг, честь, верность... Что для них жизнь и смерть... Понять это Блэксорну необходимо, ведь волею судьбы и благодаря своим уникальным для места и времени знаниям он стал самураем.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

В книге, несмотря на свободную интерпретацию исторических событий, раскрываются характерные для японцев черты. Хотя за четыре столетия их менталитет, конечно, изменился, но не в корне. Прошлое ни для кого не проходит бесследно.

«Сегун» – книга о борьбе за власть, о тоске по родине и крушении надежд, о надежде, отчаянии и трагической любви. Я считаю ее настоящей находкой для тех, кто с сожалением дочитывает интересные книги.