Да, Дина Ильинична, во второй части трилогии «Наполеонов обоз» вы подвергаете героев чудовищным испытаниям. Почему? В интервью, которое я посмотрела, вы говорите, что в какой-то момент Аристарх и Надежда начинают жить по-своему, а не по воле автора. Согласна, что в юности от любви до ненависти – один неосторожный шаг, но «Белые лошади» несут Орфея и Эвридику в разные стороны.
Если читая первую часть трилогии, я постоянно мучилась вопросами, сердилась, что герои разрознены, то вторая часть соединила сюжетные линии.
Странно, что ангелом-хранителем Аристарха становится цыган Цагар, с которым изначально Сташек враждовал, дрался, а потом вдруг подружился, открыл для себя поездки в ночное, к заповедному озеру Кщары. Прекрасна Майка – лошадь жемчужного окраса, по-кошачьи грациозная с ослепительно-зелеными глазами. Почему не мама, не Надежда, а Цагар помогает пережить Аристарху боль от потери отца? Почему смерть отца подросток воспринимает как отречение, предательство?
Понятно желание Аристарха взрослеть, познать тайны любви. Но как-то очень рискованно сойтись с цыганкой Папушей, учиться «науке страсти нежной», оставив Надежду, которой так нужна поддержка, сводить с ума маму короткими телефонными звонками.
Пожалуй, две сцены здесь прописаны с огромной любовью к героям: объяснение в любви под мощный колокольный звон, когда сердца героев звенят в унисон, да свадебное путешествие на лодке по Клязьме. Счастливая Огненная пацанка, забыв обо всех тревогах своей жизни, летит на шине-качелях над водой на фоне березовой рощи. Это романтично, как «Мелодия» Грига.
Из сбивчивого рассказа Веры Соломоновны Аристарх получает новое подтверждение, что он предок Анри Бугерони, венецианского врача, чей сын Аристарх Бугеро, сопровождал золотой обоз Наполеона. Записки, оставленные его сыном Симеоном, Аристарх читает почти как шедевры Вальтера Скотта. А вот вернуть старинный ключик, что когда-то видел в шкатулке Матвеевых, не удается. Избитого до полусмерти Аристарха спасает Цагар.
С какой настойчивостью Аристарх ищет предков мамы не Софьи Устиновой, а Софьи Граевской, еврейки, чей отец был расстрелян как враг народа, а мать Дора пережила лагерь и долгие годы искала следы дочери. Сестре Аристарха Светлане не нужны такие сведения, она живет в Новосибирске, чувствует себя русской, да и брату не советует ворошить прошлое.
Непонимание между Аристархом и Надеждой, должно быть, начитается в тот момент, когда он становится студентом-медиком ленинградского вуза, а она выживает в родных Вязниках без мамы, ухаживая за умирающим отцом. В 16 лет Надежда превратилась в кладбищенский пригорок. Он едет к девушке, чтобы любить, обшептать, обцеловать, а она живет, сгорбившись под бременем забот, сжавшись, словно в ожидании удара.
Под ударами зависти Анюты гибнет будущее героев. Тонкая нить судьбы еще связывает души Аристарха и Надежды, они чувствуют боль друг друга даже на расстоянии, но простить не могут, поэтому волны судьбы выносят их на разные берега.
Что, Дина Ильинична, ждать от финала трилогии? Пока я в замешательстве.
А о чем вам поведали "Белые лошади"?