"И, в заключение выпуска, ещё одна не срочная новость: Группа киноархеологов из 20-ых годов 21 века, обнаружила на задворках ТО «Экран» примитивный фильм о роботах, снятый ещё в 20 веке по сценарию Кира Булычёва. Общее настроение и частные детали данной картины таковы, что было принято решение отправить её в переплавку, разделав предварительно на кухне канала Киногуру"
Роман Ужасов:
Режиссер или, скорее, сценарист, подобно Соеву, изначально слишком замахнулись. С такими железками мир не завоюешь. Как выглядит боевой робот, мы тогда худо-бедно, знали. Не Терминатором единым. В советском прокате уже прошел фильм «Короткое замыкание», где подразделение боевых роботов выглядело действительно опасным. Можно было добавить в фильм и более реальную цель для бестолкового ржавья, найденного на помойке истории. Какой нибудь тихий курортный посёлок или детский лагерь, где сбрендивший вооруженный металлолом действительно мог натворить дел. А то эти разговоры о захвате мира, как-то не внушают. Техник Сёмушкин, опять же, в разговоре между прочим мог объяснить опасность старых машин, специалист, как никак. А поскольку киношник и ответственный за реквизит, наверняка должен и в старых моделях хорошо разбираться. Тогда бы не выглядел он в сценарии пятым колесом.
Но роботы - меньшая из бед. Выглядят они не допотопно, а скорее постапокалиптично, но, в конце концов, у этих жестянок есть некий стимпанковский шарм. А вот у главной героини его нет. Она не кошмарна, конечно, но абсолютно не обязательна. Режиссер Валентин Ховенко, мог безболезненно заменить её на любую из звездочек «Ералаша» того времени.
Душевнейшая робо-яга в исполнении Александра Ленькова вовремя приходит на помощь Алисе и, в общем-то, спасает фильм хотя бы частично.
Albert Magnus:
Этот телефильм снимался в 1986 году, то есть на волне успеха "Гостьи из будущего". Ажиотажу поддался и сам автор - Кир Булычёв- который как раз вошёл в коммерческий раж и принялся клепать бесконечные приключения Алисы, дойдя в итоге до непотребства вроде "Рабыни Заури". Спустя 20 лет мы наблюдали схожую ситуацию с Сергеем Лукьяненко и успеха с киновоплощением "Дозоров" (особенно 2-й части). И тогда тоже запустили несколько проектов по другим произведениям популярного российского фантаста, которые либо сдулись, либо провалились.
Но вернусь к Булычёву. Сценаристом "Острова ржавого генерала" конечно был он, но что там непосредственно от него, а что от режиссёрского видения, сложно сказать. Фильм является экранизацией одной из его малоизвестных повестей "Остров ржавого лейтенанта", первый вариант которого появился аж в 1968 году. Там тоже есть робот Поля и киносъёмки на Чёрном море, но Алиса в них не участвует, а просто приглашена в гости режиссёром. Это, пожалуй, и есть самое слабое место в фильме. Что робот-домохозяйка в начале, что киносъемки, лишь для антуражу и галочки, и к сюжету мало что добавляют. Все эти роботы-киноактёры в костюмах сказочных героев ни уму, ни сердцу. Ходят туда сюда без толку. То, что в книге можно лишь упомянуть, в кино длительностью час с небольшим требует более осмысленного подхода. Красную Шапочку с таким отношением вполне мог сыграть киборг и никакой нужды не было брать на эту роль человеческого ребёнка, по крайней мере не такую, ничего из себя не представляющую в плане актёрского дарования, как исполнительница роли Алисы.
А вот весь этот ржавый сброд мне доставил эстетического удовольствия не в пример больше, чем большинство тамошних людей во плоти, что конечно же не входило в замысел фильма. Не знали тогда ни стим-, ни дизель-панка. Фразочка вроде "Разрешается немножко поплакать" веселит сейчас даже больше, чем некогда ушедшие в народ "микросхемы без проблемы".
О чем и речь, я иногда, вспоминая этот фильм, прежде всего смотрел именно на картинки роботов в интернете, и они, что называется - доставляли. А ржавого генерала "Большое Железо", оказывается сыграл Владимир Балон.
Тем обидней. При должном внимании к сценарию, да и элементарном чутье на детали, можно было бы сделать достаточно крепкую постановку. Не нужен был никакой (никакая? оно там, кажись с гендером не вполне определилось) Поля, и вообще вся московская экспозиция с варкой каши и дурацкими молниями из пальца.
Персонаж Артемьевой можно куда более органично ввести в сюжет, например, она могла бы быть членом съемочной группы, реквизиторшей, тогда понятно, зачем её такой чемодан. И не нужна была бы позорная сцена прилета из ниоткуда на каком-то самоваропаровозовертолёте. Комический эффект, который вроде как этим достигается, всё равно мизерный. В общем, плотней всё можно было подать. А так, одно слово - Ералаш какой-то. Особенно в эпизоде, когда все "ищут" пропавшую Алису, толкаясь и вопя на одном крохотном пяточке. Только музычки соответствующей не хватает.
Подводные съемки еще неплохие, но бессюжетные опять-таки. Дельфинов хотя б добавили
Слили, даже то на чем можно было выехать, что и говорить. Считаю, нужно было больше роботов и строевой подготовки. "Ой, мужики железные, вроде как моются" :)) В общем, больше тройки фильм не заслуживает, как не крути.
Папа-парапам. Всё!
(3/5) Общая оценка от kin0guru
(с) Роман Ужасов и Albert Magnus для kin0guru
НАШИ РЕЦЕНЗИИ НА СОВЕТСКУЮ КИНОФАНТАСТИКУ:
- Совместная рецензия на фильм "Завещание профессора Доуэля" (1984)
- Совместная рецензия на фильм "Конец Вечности" (1987)
- Совместная рецензия на фильм "Лунная радуга" (1983)
- Совместная рецензия на фильм "Остров ржавого генерала" (1988)
- "Крик дельфина" (1986)