Найти тему
Рыжий рыцарь

"Дулами прямо на глотку поставити и стреляти": русские полки Нового строя

Оглавление

Семнадцатый век для России стал как бы предпереломным: многие реформы, которые будет проводить в будущем Петр I, были органически заложены в середине XVII-го столетия. В том числе и реформа армии. Эта эпоха в России интересна тем, что в ней, на протяжении примерно полувека, сосуществовали фактически два разных вида армии: старорусский классический, поместного типа, и новый - "иноземного строя".

Факт появления полков "иноземного строя" был обусловлен многими весомыми причинами. В первую очередь это - осознавание неудобства чисто поместной системы комплектования войск, ее рыхлости, маломобильности. Во вторую - недостаток земель для раздачи детям боярским, дворянам, стрельцам и городовым казакам в поместья. К 1630-м годам он начал ощущаться весьма отчетливо: слишком их расплодилось много. Все чаще стали появляться безземельные, неимущие дворяне - ну, что поделать, не хватало поместий-то...

А в третью, но отнюдь не в самую малозначимую - это геополитические изменения. Если ранее основными врагами Русского государства были волжские татары, воевавшие в первую очередь легкой конницей, то сейчас все чаще и чаще приходилось иметь дело с противником с Запада, в первую очередь с поляками, литовцами и шведами. И те, и другие, и третьи располагали большим количеством обученной пехоты - и если у поляков пехотная служба была непрестижной, и боевые качества польских пехотинцев, в общем-то, были так себе - то у шведов дело обстояло совершенно наоборот. Шведы в то время были очень сильны, они в Центральной Европе не раз наводили такого шороху, что впереди них заранее все разбегалось, а позади рыдало и горело...)

Мушкетер, драгун, пикинер
Мушкетер, драгун, пикинер

Полки иноземного строя: общие сведения

Первые полки иноземного строя у нас появились в 1632 году - четыре пехотных и один рейтарский, общей численностью в 9500 человек. В дальнейшем их число только росло. Так, к 1682 году Россия имела уже 63 полка "нового строя": 38 пеших солдатских и 25 - конных. Войска "нового строя" превосходили войска "старого" количественно - "новых" ко второй половине столетия стало в 1,5 раза больше.

Офицеры полков изначально были иноземцами, но довольно быстро стали появляться и русские. В это же самое время закладывалась новая для России система званий, по восходящей:

  • прапорщик;
  • поручик;
  • капитан (ротмистр в кавалерии);
  • майор;
  • большой полковой поручик (подполковник);
  • полковник;
  • генерал.

При этом соединений уровнем выше полка не существовало. Генерал-майор, генерал-поручик и "полный" генерал обычно командовал группой из нескольких полков.

Но при этом генерал полка иноземного строя, вне зависимости от того, кто он - русский или иностранец, был лишен дальнейшей возможности карьерного роста. Воевода полков старого строя котировался гораздо выше; выйти на уровень командования армией генерал "новых" войск не мог ни при каких условиях. В боевых операциях полковники и генералы войск иноземного строя не могли получить права самостоятельного командования: они всегда подчинялись воеводам из старой русской знати.

Чином не вышли-с...)

Сами полки существовали трех типов: солдатские (пехотные), драгунские (универсальные) и копейно-рейтарские ("чистая" конница). Численность каждого полка - около 1-1,5 тыс. человек.

Пехотные полки состояли из мушкетерских и пикинерских рот, причем пикинерские котировались выше. Требования к набору в пикинеры были выше, чем в мушкетеры: "набирать пикинеров из лучших людей".

В солдаты, драгуны и рейтары набирали сначала только иноземцев. Потом попытались заманить туда неимущих (безземельных) детей боярских, но желающих оказалось мало. В конечном итоге пришли к тому, что даже в рядовой состав начали зачислять, наравне с дворянами и детьми боярскими, "гулящих некрепостных людей" - то есть просто вольных.

Воля ваша, но что-то демократическое в этом есть...)

-2

Ситуация сложилась, вообще-то, не самая обычная. В одно и то же время в стране существовали как бы две разных армии: с двумя разными организациями, двумя разными тактиками, по-разному комплектовавшиеся и воевавшие тоже. При этом командиры численно большей и более современной армии были поставлены априори в подчиненное положение к командирам меньшей, старой.

Вплоть до Петра I цари не назначали главнокомандующими людей с "иноземным чином", даже если последние были чистокровными русскими.

Оснащение и снабжение

В этом вопросе в полках "нового строя" полностью уйти от поместного принципа еще не удалось. Принцип снабжения войск был смешанным. Солдаты и драгуны имели казенное оружие (последние - и казенных лошадей), и получали зарплату. При этом драгунам на конкретный военный поход выдавались казенные лошади, которых они после войны должны были вернуть государству. Лошади отсылались на постой в крестьянские дворы по приписанным волостям: 4 двора вскладчину должны были содержать одну драгунскую лошадь.

Самим же драгунам и солдатам выдавалась для прокормления земля, но в значительно меньших размерах, чем поместной коннице. Они образовывали особые солдатские слободки, в которых и жили, большую часть времени, по сути, занимаясь крестьянским трудом.

Кроме того, они получали единовременную финансовую помощь - по 3 рубля "на платье", которое должны были заказывать сами.

Рейтары котировались выше. Многие рейтары принадлежали к старому русскому дворянству и имели поместья, полученные их отцами еще при прежних царствованиях. В этом случае поместье у рейтара не отбиралось, но и зарплаты ему не полагалось. Он должен был содержать себя сам. От казны могли выдать оружие, но не боевого коня.

Безземельных рейтар иногда "вешали" на отдельные волости, которые должны были обеспечивать их фуражом. Только при отсутствии личного поместья рейтару платили жалованье.

Боевая подготовка

Здесь, несмотря на все нововведения, дела обстояли не слишком сахарно. Рейтары и солдаты занимались непосредственно боевой подготовкой только 1 месяц (!) в году - осенью, после уборки урожая. В определенное время они собирались в свои полки в городах, к которым были приписаны, и проходили нечто вроде "военных сборов". Для обучения рейтар и солдат ратному делу на этот период в места таких сборов из столицы командировались полковники - обычно иноземцы, выходцы из иностранных армий, преподававшие им основы рейтарской и пехотной тактики.

Проблема в том, что военное дело эти инструкторы, возможно, знали и хорошо, а вот русский язык - чаще всего не очень...) Поэтому объяснения шли через пень-колоду, на жуткой смеси русского и немецкого (именно немцами эти инструкторы обычно и были).

Походив месяц строем, солдат возвращался в родную слободу и еще 11 месяцев вел жизнь обычного крестьянина. "На местах" воинская подготовка тогда практически не велась.

Пикинеры - в доспехах и без
Пикинеры - в доспехах и без

Что касается драгун - они, по каким-то соображениям, в мирное время на военные сборы не собирались вообще. Боевая подготовка как таковая у них отсутствовала. Вообще драгуны допетровского времени от поместных войск отличались почти только названием. Зато получали зарплату - только за то, что в состоянии "боевой готовности" сидели по домам. Эх, хорошо, наверное, было быть драгуном...)))

Пехотный строй

Данных о том, как учили пехоту в полках иноземного строя, у нас немного. Основной источник - это "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", своего рода устав, изданный в России в 1647 году.

-4

Там указано, что в общем случае пехота употребляет десятишереножный строй. В центре строятся пикинеры, на флангах - мушкетеры. Дистанция между рядами - 1-1,5 шага. Но это далеко не единственный возможной боевой порядок, по мере необходимости подразделение могло быть построено самыми разными способами. Так, например, для отражения атаки конницы мушкетеры строились в 6 шеренг. Первые 2 припадали на одно колено и не стреляли до последнего. Поверх их голов били залпом 3-я и 4-я шеренги, которые затем также падали на одно колено. Потом - 5-я и 6-я.

Первые две шеренги открывали огонь, только конница оказывалась вплотную: "дулами прямо на глотку... поставити и стреляти".

Но этот устав большого влияния на военное дело не оказал. Он был отпечатан в количестве 1200 экземпляров, каждый из которых продавался по 1 рублю - большие для того времени деньги. За 10 лет купили всего... 134 книги.

В войска этот устав не рассылался. Массово не распространялся. Чему на практике учили русских солдат на военных сборах немецкие полковники - только они сами, пожалуй, и знали...)

Поэтому фактически уровень подготовки войск "нового строя" был немногим выше, чем у войск "старого". Воля ваша, но один месяц в год на то, чтоб подготовить хорошего стрелка, а уж тем более пикинера - катастрофически мало.

А потом, после сборов, этот пикинер приезжает домой, убирает в кладовку кирасу и шлем и вновь превращается в обычного крестьянина...

Источник: А. К. Баиов, "История русского военного искусства".