Найти тему
Телеспутник

Проверка телекома карантином

Оглавление

О необходимости оптимизировать инфраструктуру и бизнес-процессы операторы связи говорили давно, но шли к этому постепенно. Пандемия показала, что топтание на месте приводит только к убыткам. Тогда компании взялись активно оптимизировать бизнес-процессы, избавляться от ненужных активов и перераспределять инвестиции на технологии, которые принесут пользу здесь и сейчас.

Роуминговое многоточие

Все участники телеком-рынка говорят о естественном падении доходов от услуг как международного, так и внутреннего роуминга. В июне начались послабления: россияне смогли навещать зарубежных больных родственников, путешествовать по работе, учебе или для лечения. Несмотря на то, что, по словам замглавы Минкомсвязи Олега Иванова, доходы от роуминга в сегменте B2C за весну практически полностью упали, «сотни россиян» отправились за рубеж в апреле при закрытых границах.

Сами связисты в один голос уверяют, что пока рано обсуждать, когда доходы от международного трафика вновь вернутся к прежним показателям. В середине марта в ходе раскрытия финансовых результатов МТС за 2019 год президент Алексей Корня говорил, что на тот момент на роуминг приходилось около 2% выручки, которая по итогам 2019 года составила 476,1 млрд руб. На 2020 год оператор прогнозировал рост выручки на 3% с учетом изменения потребления международного трафика. «Роуминг в первом квартале 2020 года был на уровне прошлого года. В апреле и мае существенно снизился», — ответил на запрос «Теле-Cпутника» пресс-секретарь МТС Алексей Меркутов.

Однако ни один из опрошенных игроков «большой четверки» не стал раскрывать количественные показатели роуминга. «Давать прогнозы сейчас преждевременно — все зависит от эпидемиологической ситуации в мире и от того, когда абоненты снова начнут путешествовать», — прокомментировала пресс-служба «МегаФона». Пресс-служба «ВымпелКома» (бренд «Билайн») отметила, что рост потребления трафика за границей все же был, в основном за счет клиентов, которые в тот период находились за пределами России и пользовались увеличенными пакетами интернета и обнулением тарификации на номера горячих линий.

На доходы от международного трафика влияют и договоренности по взаиморасчетам с роуминговыми партнерами на время пандемии. Как отмечает аналитик MForum Analytics Алексей Бойко, если бы Евросоюз, например, снизил расценки на приземление трафика для приезжающих в зону покрытия операторов ЕС, это оказало бы существенное позитивное влияние на прибыли российских операторов. Но пока о таких договоренностях не известно.

Консультант аналитической компании iKS-Consulting Максим Савватин отмечает, что за время пандемии, помимо фактической заморозки направления международного роуминга, российский рубль ослаб к основным мировым валютам примерно на 15%. «Это скажется и на межоператорских расчетах. Уже к открытию границ и восстановлению международного турпотока мы увидим увеличение стоимости услуг международного роуминга для конечных абонентов», — считает он.

«Мы обсуждаем с партнерами сложившуюся ситуацию», — кратко отметили в «МегаФоне». Остальные опрошенные операторы на вопрос о межоператорских договоренностях в кризисный период не ответили.

Корпоративные потери

Одну из значительных доходных статей операторов составляют корпоративные клиенты, которые чаще пользуются связью в роуминге и мобильным интернетом вне зависимости от места нахождения. Согласно данным аналитической компании Advanced Communications & Media (AC&M), в 2018 году насчитывалось 1,3–1,4 млн корпоративных клиентов мобильной связи, доходы от услуг в этом сегменте росли в пять раз быстрее, чем весь телеком-рынок. Тогда эксперты исходили из того, что корпоративный сегмент будет расширяться на 5–10% год к году по количеству используемых активных сим-карт и расти в выручке не менее 15% год к году.

Поскольку операторы не раскрывают операционных и финансовых показателей в этой сфере, AC&M исходило из результатов собственного опроса корпоративных клиентов связистов в семи городах. Однако тренд на рост все ж был показателен. Так, если в 2018 году каждая седьмая сим-карта принадлежала корпоративному клиенту, то двумя годами ранее — только каждая десятая. По оценке генерального директора аналитической компании Onside Оксаны Панкратовой, в первом квартале 2019 года мобильная выручка от B2B-сегмента составляла 36–37 млрд рублей, из них на роуминг пришлось 6-7%. По этому году данных пока нет.

«Часть клиентов, активность сотовых телефонов которых была связана только с работой, прекратили пользование», — посетовал генеральный директор «ВымпелКома» Александр Торбахов в ходе онлайн-конференции «Телекоммуникации: Now. Next. Beyond. Самоизоляция на высоких скоростях». Активность в корпоративном сегменте особенно упала у представителей малого и среднего бизнеса, дополнил коллегу генеральный директор «МегаФона» Геворк Вермишян. В середине апреля разработчик программного обеспечения «СКБ Контур» подсчитал, что из-за режима самоизоляции за последние два месяца в России закрылось больше 30 тыс. индивидуальных предпринимателей, почти на 100 тыс. уменьшилось количество малых компаний.

-2

По мнению участников рынка, корпоративный сегмент относительно быстро восстановится. Взамен «голоса» бизнес вынужденно обратил внимание на другие предложения телеком-отрасли: облачные решения, сервисы для удаленной работы, услуги на базе интернета вещей, телематику.

Как рассказывал в майском прямом эфире на YouTube, проведенном «Технополис Москва» и бюро Violet Violin, начальник отдела инновационных проектов региона «Москва» МТС Игорь Шарфмессер, перевод сотрудников на удаленную работу увеличил внимание к облачным сервисам у бизнеса. «К примеру, мы видим, что малый и средний бизнес переходит в облака, дополняя какие-то функции, которые он раньше выполнял с помощью более простых технологий. Если раньше это были платежи в магазине на пост-терминале, то теперь — по карточкам с помощью облачной платежной системы», — объяснял Игорь Шарфмессер.

Директор макрорегиона «Москва» Tele2 Игорь Жижикин поделился с «Теле-Спутником», что в Московском регионе за две недели с 9 по 22 марта количество заявок на увеличение поставок было в 1,5 раза больше, чем за весь февраль, объемы поставок выросли в три раза. Самой популярной услугой в B2B-сегменте в период карантина стал сервис, который позволяет делать таргетированные СМС-рассылки с детальным сегментированием целевой аудитории. На втором месте по популярности в период удаленки оказались межмашинные коммуникации. Не меньшее внимание бизнес уделял услуге VPN, которая позволяет организовать защищенное беспроводное подключение, ограничить доступ сим-карт к внешним ресурсам и контролировать работу удаленного телеметрического оборудования.

«С июня возможен рост доходов операторов от сегмента B2B, если не будет второй волны карантина в связи с его отменой. Но до полного восстановления доэпидемических уровней потребления услуг, вероятно, еще пройдет несколько месяцев», — считает Алексей Бойко.

Максим Савватин менее оптимистичен: «Корпоративный сегмент пострадает более существенно, чем сегмент частных пользователей. Многие компании просто уже не откроются или будут сокращать издержки, в том числе и на телеком-услуги. Восстановление может занять не один год, тем не менее ряд направлений B2B из так называемых новых телеком-услуг и сервисов — облачных сервисов, IoT, видеонаблюдения — продолжит рост, возможно, лишь замедлив динамику», — рассуждает он.

Миграция трафика

Несмотря на сокращение активности абонентов, трафик показывал рост. «Мы видим международные оценки в районе 20–25% роста голосового трафика, в районе 50% роста дата-трафика. Наши оценки по росту российского трафика близки к этим цифрам, по некоторым операторам рост трафика достигал 80%», – сообщил на конференции «Телекоммуникации: Now. Next. Beyond. Самоизоляция на высоких скоростях» Олег Иванов.

Геворк Вермишян говорит о сокращении активности частных сотовых абонентов, особенно на поминутных тарифах. А вот на фиксированных сетях рост трафика, наоборот, вырос. «В Москве, где у МТС больше 40% рынка, мы увидели двукратный рост трафика на фиксированных сетях», – делится Алексей Корня. Соглашается с коллегой член правления, первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко: в апреле-мае у оператора сократилось количество ШПД-отключений. «Фиксированный интернет — как вода, электричество. Если раньше клиенты спрашивали про скорость, то теперь уделяют внимание задержке и стабильности сигнала, потому что дом стал рабочим местом», — делится он.

При этом и Минкомсвязь, и операторы отмечают, что трафик перемещался вместе с людьми, которые предпочитали на время самоизоляции уезжать из центра крупных городов в спальные регионы, в другие небольшие города к родственникам, на дачи, в съемные коттеджи, в дачные поселки, садовые товарищества.

«С началом перехода компаний на удаленную работу с 16 по 22 марта пик нагрузок пришелся на спальные районы Москвы и Московскую область. В конце марта специалисты Tele2 зафиксировали прирост трафика в 11 подмосковных городах на уровне 22–25%, что значительно превышало средний показатель в 10%, косвенно указывая на раннее открытие дачного сезона. Во второй половине апреля абоненты начали возвращаться в домашние регионы», — делится Игорь Жижикин.

Так или иначе, операторы уверены, что пользовательский спрос вернется. «Я не ожидаю драматических изменений завтра, люди с удовольствием вернутся к общению», — говорит глава «ВымпелКома» Александр Торбахов. В «Ростелекоме» за период изоляции отмечают рост как интернет-, так и голосового мобильного трафика. «Это нетипичная ситуация — все последние годы голосовой трафик стагнировал или снижался, а передача данных, наоборот, стремительно росла. Самоизоляционный период выровнял эти два тренда. После снятия ограничительных мер голосовой трафик постепенно вернется на прежний уровень, в то время как мобильная передача данных продолжит расти, в том числе за счет более широкого использования цифровых сервисов для дистанционного взаимодействия сотрудников», — прогнозирует пресс-служба оператора.

Насиженные места

Период самоизоляции в телеком-среде ускорил и переход на онлайн-ретейл. Если раньше операторы открывали новые офлайновые торговые точки, расширяли непрофильный ассортимент для увеличения покупательского потока, проводили ребрендинги, начинали продавать кофе с булочками в салонах, то теперь в один голос заговорили о важности закрытия офлайновых площадок и переходе на полностью дистанционное обслуживание клиентов. Во время пандемии салоны стали тяжелым финансовым бременем.

-3

Как подсчитали в начале июня в ИА TelecomDaily, после завершения эпидемии коронавируса и отмены введенных из-за нее ограничений до 30% салонов связи в России могут не открыться. Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков уверен, что количество салонов связи превышало потребности рынка и до эпидемии. «Изоляция ускорила тренды, которые еще только формировались. Ожидалось, что онлайн-покупки в целом по рынку могут дойти до 40% только лет через пять. А сейчас видим, что это случится значительно быстрее», — прогнозирует Алексей Корня. Компания МТС, начав работу по сокращению розницы в 2016 году, закрыла в прошлом году 300 салонов, в первом полугодии 2020-го — еще 200, до конца года планируется расстаться еще со стольким же количеством площадок. Однако, подчеркивает Алексей Корня, важно соблюдать баланс: «Во время пандемии торговые непродуктовые центры закрылись, как и большинство салонов связи в них. А весь сотовый стрит-ретейл работал и был востребован», — добавил он.

«Мы закрываем магазины сотнями (первые фирменные салоны связи стал закрывать в первом квартале 2019 года в рамках оптимизации сети, – прим. ред.), и я считаю это здоровым движением. Мы палим деньги просто так, и клиентам это точно не нужно», — категоричен Александр Торбахов. Как сообщали СМИ, в апреле этого года глава «ВымпелКома» рассуждал о возможности передачи полной или частичной розничной сети франчайзинговым партнерам и о закрытии оставшихся торговых точек. По состоянию на четвертый квартал 2019 года суммарное количество салонов оператора, включая франшизу, превышало 4600.

«Сокращаем монобренды усиленными темпами», — призвал глава «МегаФона». «Ростелеком» (розничная сеть — у «дочки» «Ростелеком – Розничные системы», — прим. ред.) и консолидированный им Tele2 объединяют площадки под единым юрлицом, которое будет отвечать за управление всей розницей. На май 2020 года салоны «Ростелекома» насчитывали около 800 точек продаж, Tele2 — по франшизе более 3,3 тыс.

Валютные треволнения

По словам Олега Иванова, за время пандемии более чем на 10% возросли расходы на содержание сетей связи. На это повлияли нагрузки на сети и валютный курс. «Надо заказывать оборудование, а оно стало на 25% дороже. Пришлось хеджировать валютные риски», – признается Геворк Вермишян. По его словам, в этом году оператор намерен приоритизировать направления, в которые в первую очередь будут направляться инвестиции.

МТС намерена уложиться в запланированный изначально на год бюджет. «Это сложно, так как есть валютная волатильность и потребности, возникшие под расширение сети. Помимо этого, мы поняли, что необходимо повысить инвестиции в финтех-решения. Так, если раньше люди приходили в салоны и гасили кредиты, то в период пандемии этот сегмент показал падение», — рассказал Алексей Корня.

По мнению Максима Савватина, сейчас операторам важно оперативно решать вопросы по усилению инфраструктуры не только в местах концентрации офисных площадей, но и в спальных жилых зонах, а также за пределами города. «Фиксированным операторам в этом сезоне стоит обратить внимание, например, на подмосковные поселки и населенные пункты, где уровень проникновения ШПД меньше московского, но в условиях миграции большого количества жителей города можно найти новых клиентов», — полагает он.

Палочка-выручалочка

Олег Иванов уверен, что если не принять меры регуляторного характера, то телеком-рынок по итогам 2020 года просядет на 2,2—3%. Геворк Вермишян говорит о потере около 30 млрд рублей телеком-рынком. По словам замминистра Минкомсвязи, правительство РФ поддержало ряд мер. Так, согласована годовая отсрочка на исполнение требований «пакета Яровой» по ежегодному увеличению емкости для хранения данных на 15%, упрощенный ввоз радиоэлектронных средств на территорию России, временная отмена обязательной регистрации такого оборудования.

-4

В апреле 2020 года операторы просили отложить на два года ежегодное увеличение емкости для хранения данных, а также исключить из расчета емкости видеосервисы, трафик которых в период самоизоляции существенно вырос. Инвестиции в «пакет Яровой» операторы оценивали в немалые цифры: МТС — примерно в 50 млрд рублей на пять лет, «Вымпелком» — в 45 млрд рублей, «МегаФон» — в 35–40 млрд рублей.

Кроме того, замминистра отметил, что Минкомсвязь в очередной раз форсирует вопрос по законодательному регулированию упрощения доступа операторов связи в жилые многоквартирные дома, объекты муниципальной и госсобственности, а также разработала госпроект по дистанционному обеспечению услуг связи.

«Любая длительная отсрочка, а лучше бы отмена “поправок Яровой”, были бы существенной помощью телеком-рынку. То же относится к инициативе “суверенного Рунета”, но, к сожалению, здесь позитива никто не обещает. Что касается упрощения процедур, то нужно дождаться соответствующих документов, чтобы убедиться, что упрощение окажется существенным на деле, а не на уровне заявлений о будущем упрощении», — предостерегает Алексей Бойко. Директор по развитию и управлению продуктами ГК Danycom Петр Кушиков считает, что при распространении действия закона о «социальном интернете» на мобильных операторов телеком-рынок упадет более чем на прогнозируемые Минкомсвязью 3%.

Из возможных регуляторных послаблений Олег Иванов озвучивал на конференции «Телекоммуникации: Now. Next. Beyond. Самоизоляция на высоких скоростях» и вопросы по выходу операторов связи и центров обработки данных на оптовый рынок электроэнергии. Но здесь еще не получено одобрение правительства, да и сильны позиции лобби.

«В целом существенными такие послабления сложно назвать, многие из этих инициатив в том или ином виде уже рассматривались на протяжении нескольких лет. Условия пандемии, скорее, убыстрили принятие этих инициатив. Конечно, они несколько облегчат деятельность операторов, особенно региональных, но, возможно, необходимы и более активные меры поддержки», — считает Максим Савватин.

В начале июня стало известно, что Минкомсвязь выпустила проект приказа, который предусматривает снижение платы за использование операторами связи радиочастного спектра до конца 2020 года. В министерстве подсчитали, что эта мера поможет провайдерам сэкономить около 3 млрд рублей в третьем квартале. Проект приказа предлагает снизить разовую плату за использование частот для сотовой связи с 70 тыс. рублей до 23,3 тыс. рублей, а ежегодную — с 264 тыс. рублей до 88 тыс. рублей. Разовая и ежегодная плата за использование частот для иных технологий снизится с 300 рублей и 1,4 тыс. рублей до 100 и 466 рублей соответственно.

Перестройка сознания

Пандемия показала, что оперативно перестраиваться необходимо всем. «Нас ждет серьезная трансформация корпоративного бизнеса с учетом автоматизации и цифровой эволюции 4.0. Люди будут пересматривать свои бизнесы и то, как правильно уравновешивать работу в офисе и на удаленке», — отмечает Алексей Корня. По его мнению, операторы могут не просто предлагать удаленные сервисы, а развивать это направление наравне с предоставлением услуг связи. К примеру, формировать ИТ-команды, которые будут разрабатывать соответствующие продукты.

Как отметили операторы на конференции «Телекоммуникации: Now. Next. Beyond. Самоизоляция на высоких скоростях», пандемия доказала верность тренда на развитие партнерских проектов. Успех завтра невозможен без партнерства, уверен Алексей Корня. У «ВымпелКома» в структуре компании есть отдельное R&D-подразделение, которое в рамках потенциального партнерства изучает индустрии и культурные явления, рассказывала «Теле-Спутнику» вице-президент по клиентскому опыту оператора Ирина Лебедева. Так, в мае «ВымпелКом» в поисках новых ниш пошел в сельское хозяйство спасать пчел от ядохимикатов и последующего вымирания. Оператор доработал функционировавшую до этого стороннюю ИТ-платформу «Спаси пчел», где аграрии размещают для пчеловодов информацию по планируемым обработкам посевных площадей. При этом «ВымпелКом» не стал ограничивать круг пользователей платформы собственными абонентами.

В рамках тренда операторы уходят от закрытости собственных сервисов. Возможно, в будущем появятся и проекты между самими операторами связи, где они на равных будут предоставлять свои сервисы пользователям, вне зависимости от того, чей это абонент.