Практически каждый сталкивался в школе с таким явлением, как травля. Кто-то становится её жертвой, кто-то - провокатором, а кто-то наблюдает это со стороны. У необоснованной на первый взгляд детской агрессии есть свои причины.
Дети, желающие самоутвердиться и стать лидерами в группе сверстников, чаще всего делают это через издевательства над другими. Тот, кто чаще проявляет агрессию и выходит победителем из стычек, становится уважаем. Примерно треть подростков использует травлю для повышения своего собственного статуса. К таким выводам приходят социологи и психологи в своих исследованиях.
Проявление агрессии расценивается как признак «крутости» у сверстников. Причём чем раньше подросток её проявил, тем раньше получает более высокий статус. Исследователи отмечают тот факт, что популярность агрессора растёт не только в глазах его единомышленников, но и детей, не склонных к агрессии. Учёные выяснили, что в определённом возрасте подобное поведение вызывает одобрение подростков, хотя для взрослых оно выходит за рамки допустимого. Агрессия становится фактически мерилом популярности, и чем больше подросток её проявляет, тем выше его статус.
Чаще всего всплеск агрессивного поведения наблюдается с переходом в среднюю школу, когда социальный статус приобретает большее значение, чем до этого. Кроме того дети оказываются в новой среде, где им нужно завоевать авторитет и укрепить свою позицию в обществе сверстников.
Для задиры самый простой способ поддержать свой статус - выбрать жертву либо физически слабую, либо неуверенную в себе, либо отвергнутую коллективом.
Популярность агрессоров напрямую зависит от того, как на их действия реагируют окружающие. Травля в большинстве случаев происходит при зрителях, которые не принимают непосредственного участия, но наблюдают происходящее. И, конечно, не последнюю роль играют приближённые к агрессору сверстники, активно помогающие зачинщику.
Среди зрителей могут быть и подстрекатели, не участвующие в акте агрессии, но провоцирующие агрессора смехом или одобрительными криками. У жертвы же находятся и защитники, поддерживающие и утешающие его.
Экспертами зафиксирована следующая зависимость: чем больше у жертвы защитников, тем реже происходит травля. Также и наоборот - насилие происходит чаще, когда агрессор получает поддержку, и при этом неважно, от кого - единомышленников, немых зрителей или подстрекателей.
В школьной жизни ребёнка большую роль играют педагоги, которые кроме преподавания своего предмета являются воспитателями подростков. Именно учитель может распознать признаки социальной напряжённости в детском коллективе и намечающуюся травлю. Роль педагога - учить детей налаживать коммуникацию друг с другом, а также помочь им осознать, что во взрослой жизни агрессия не является решением всех проблем.