Найти тему
Из точки А в точку Б

Вагоны с обзорным куполом: где ходят, как выглядят

Оглавление

В СССР тоже такие были — экспериментальные, к сожалению, широко использовать их у нас климат не позволяет. Едешь в поезде, обычно двухэтажном, и на верхней площадке открывается обзор на окрестные пейзажи. Плюс красивые дорожные фотографии и видео.

1. СССР, 1960-е

Туристический вагон с салоном и стеклянным куполом на втором этаже делали Калининский (сейчас Тверской) вагоностроительный завод и его ленинградский собрат. К сожалению, сейчас на такой не посмотришь, хотя один экземпляр всё же уцелел, стоит в музее в Ташкенте.

Советский двухярусный вагон САЗ-4000 с обзорным куполом. 1965 г.
Советский двухярусный вагон САЗ-4000 с обзорным куполом. 1965 г.

В СССР 1960–1970-х были популярны туристические поезда. Организовывали поездки на выходные или на более длительные сроки. И для них и разработали такие вот вагоны.

Сейчас верхний салон выглядит так:

-3

Раньше там стояли кресла.

Но большая часть таких вагонов изготавливается и используется в США. Там и в XX веке, и сейчас это своего рода аттракцион для туристов, красивая поездка в отпуск или на выходные.

2. California Zephyr

Легендарный поезд с панорамными куполами курсирует между Чикаго и Сан-Франциско. Это уже вторая "редакция" — состав обновили по сравнению с тем, что прославился в 1970-е. "Зефир" идёт по одному из самых живописных маршрутов в США, с видом на долину реки Колорадо в Скалистых горах и Сьерра-Невада. Ходит он ежедневно, и в 2019 году на нём прокатились 410 844 пассажира.

Вагон "Калифорнийского зефира"
Вагон "Калифорнийского зефира"
Так выглядит салон изнутри — традиционно для вагонов с куполом
Так выглядит салон изнутри — традиционно для вагонов с куполом

3. Вагон Super Dome на Milwaukee Road

Ещё один пример поезда с обзорными вагонами в США. Он построен компанией Pullman-Standard для Тихоокеанской железной дороги («Милуоки-роуд») в 1952 году. Десять вагонов Super Dome были первыми вагонами, в которых купол шёл по всей длине. Некоторые из них продолжают ходить до сих пор!

Нижний уровень вагона на "Милуоки-роуд"
Нижний уровень вагона на "Милуоки-роуд"
Так выглядит вагон сейчас (2010)
Так выглядит вагон сейчас (2010)

4. Rocky Mountaineer, Канада

Канадский поезд Rocky Mountaineer идёт вдоль реки Боу довольно извилистым маршрутом, и виды открываются совершенно потрясающие. «Приготовьтесь выглянуть из окна прямо перед мостом Стони-Крик», — рекомендуют гиды, когда поезд идёт через Западную Канаду. И такая возможность действительно есть — в открытом тамбуре вагона!

Свежий горный воздух ласкает лицо, поезд медленно поворачивает по кривой и приближается к металлической арке, охватывающей каньон. Горы, поднимающиеся по обеим сторонам дороги, внезапно сменяются пропастью глубиной в сотни футов.
-8
-9

5. Glacier Express (Ледниковый экспресс"), Швейцария

"Ледниковый экспресс" идёт по швейцарским Альпам от Санкт-Морица до деревни Церматт. Это два популярных горных курорта, а дорога между ними — сама по себе достопримечательность. Значительная часть маршрута пролегает по Ретийской железной дороге. Это сесть узкоколеек, внесённая в список Всемирного наследию ЮНЕСКО. Из вагонов открываются одни из самых живописных видов в мире.

"Ледниковый экспресс" начал ходить ещё в 1930 году — и популярен до сих пор. Он идёт медленно, проходит через 91 тоннель, 291 мост и перевал на высоте 2033 м. На крутых подъёмах между рельсами проложена зубчатая передача — иначе там не взобраться.
-10