Найти в Дзене
Тонкая линия

Это не про людоедство: мой вариант анализа песни "Штиль" группы "Ария"

Оглавление

Это, конечно, банально и не ново...

О чем песня "Штиль" группы "Ария", писалось уже не одну сотню раз. Дискуссий по поводу смысла (и есть ли он вообще!) в интернете - хоть отбавляй.

Напишу о том, что услышал лично я в этой песне, хотя уверен, что хэйтеры налетят тут же. Да и "арийцы" подтянутся - это же об их любимом рок-динозавре пишут!

Морская история или христианские мотивы?

Прочитав пару статей в интернете по запросу "ария штиль о чем песня", сделал следующие выводы.

Идею навеял рассказ Джека Лондона. Смысл песни сводится к тому, что озверевшие от голода люди решают съесть одного из своих же товарищей.

Автор стихов Маргарита Пушкина говорит именно о таком толковании.

Но я не согласен. Здесь все лежит на поверхности, надо только увидеть

Как я понимаю песню "Штиль"

Итак, штиль. В морском словаре это полное отсутствие ветра. Если принять ветер за "дыхание бога" (а именно так его и понимали наши далекие предки), то можно смело утверждать, что герои песни уже находятся в аду, ибо ад там, где нет Бога.

Образ корабля - это правнук Ноева ковчега. "Скованное сном море" здесь выступает как живое существо. Но море спит, помощи ждать неоткуда.

И даже упоминание о жаре и запахе черной смолы как будто кричит: "Вы уже в аду,!"

А дальше моряки (и человечество в их лице) понимают, что не выживут, если не убьют "лишь одного". Дом, куда они так хотят вернуться, таким образом, оказывается Эдемом, откуда люди были изгнаны после грехопадения Адама и Евы.

Отсюда и берется объяснение, почему "корабль забыт": люди изгнаны из райского сада, корабль оказывается вне времени и пространства "без имен и лиц". Бог, как известно, "един в трех лицах", Мало того, назвать по имени (помянуть) - означает оживить (отсюда "поминай как звали" и традиция поминать усопших).

Моряки не ждут спасенья. Легкий морской бриз мог бы надуть паруса корабля, но... Штиль. Сейчас пришла мысль: паруса корабля - это как легкие, которые остались без кислорода\, обмякли. Корабль умирает тоже...

И вот, Одного приносят в жертву. Не знаю, можно ли тут говорить о насыщении, но о Спасении - можно. Ибо Он сказал: "Пейте, сие есть кровь моя. Ешьте, сие есть тело мое" (Евангелие от Матфея, глава 26, стихи 26-28).

Таким образом, "людоедство", о котором говорят авторы статей, о смысле песни "Штиль", превращается в самое обыкновенное Причастие.

А вот дальше моя мысль задумчиво останавливается.

Потому что в художественном мире Пушкиной, в отличие от Нового Завета, "гром с небес не грянул". В Евангелии же говорится о тьме, которая накрыла землю на три часа (от шестого до девятого).

В песне же вместо тьмы моряки не могут смотреть на крест - его блеск нестерпим. Совершенное ими разделило их с Богом. Осознание этого страшнее небесной кары, которую они ждали.

Земля, показавшаяся впереди, не гарантирует спасения. Никто не знает, что ждет лирических героев. Море продолжает молчать. Живая стихия отвернулась от совершивших грех людей.

Духовную смерть моряков подтверждают слова о "высушенных до дна сердцах". В своем желании спасись, люди забыли о том, что сердце (в переносном смысле) и душа - это то, что отличает человека от дикого "зверья".

Зачем я все это написал?

Хороший вопрос. Но уж точно не для того, чтобы противники Церкви заявили о том, что эта статья - "бред православнутого на всю голову".

Ребята, я здесь никого ни в чем не убеждаю. Хочу лишь показать, что в мире все не так однозначно, как иногда кажется. Тонкая линия проходит между Верой и безумием. Между смыслом и бессмыслицей.

Всем дочитавшим - спасибо за внимание. До новых встреч на "Тонкой линии"!