Найти тему
Алексей Коновалов

Оказывается, первыми охотниками на ведьм на Руси были языческие волхвы!

Здравствуйте, дорогие друзья. С вами Алексей Коновалов. Уважаемые фолк-хисторики, наверно, опять напряглись: "что там опять удумал этот провокатор?" Успокойтесь, друзья, ничего не удумал. Всё, что я пишу, было уже когда-то написано в летописях, работах историков, публикациях старинных газет и журналов. Позвольте также, дорогие читатели, поделиться с вами комментарием одной милой девушки:

-2

То есть, по утверждению сей любезной девушки, ведьма вполне достойный персонаж. Непонятно тогда, что делать со сказками, народными верованиями и преданиями. Упыри и ведьмы издавна связываются в народе с нечистой, злой силой. Однако, друзья фолк-хисторики нашли ответ и на этот вопрос. Они говорят, что вся нечистая сила появилась с приходом христианства, а до этого все были добрыми. Также комментаторы-любители языческой старины обвиняют христиан в жестоких казнях людей, признанных виновными в ведьмовстве и колдовстве. Действительно, во времена христианства казней людей, обвинённых в ведьмовстве было предостаточно. Однако...

Обратимся снова к преподобному отцу Нестору и Повести Временных Лет, 6579 (1071) год:

"Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто запасы держит». И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут и называли знатных жен, говоря, что та жито прячет, а та – мед, а та – рыбу, а та – меха. И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Волхвы же, мороча людей, прорезали за плечами и вынимали оттуда либо жито, либо рыбу и убивали многих жен, а имущество их забирали себе. И пришли на Белоозеро, и было с ними людей 300. В это же время случилось Яню, сыну Вышатину, собирая дань, прийти от князя Святослава; поведали ему белозерцы, что два кудесника убили уже много жен по Волге и по Шексне и пришли сюда.

Уже достаточно много прошло времени с событий крещения Руси Великим князем Владимиром Великим, но в народе еще долго не искоренялись языческие верования, и бродячим волхвам не стоило больших усилий заставить поверить людей в свои фокусы.

Мне хотелось бы привести послание буковинского православного епископа Даниила от декабря 1790 года, направленного против верования в упырей и ведьм. Этот отрывок прекрасно иллюстрирует отношение православной церкви к опасному суеверию:

"С великим жалением уразумели мы, яко обретаются между вами такови люди безумнии и слабии в вере христианской, а наипаче совсем отвращенни от правого ума и истины, котории своим невежеством дерзают разсуждать и говорить, яко телеса некоторых людей мёртвых имеют силу умертвлять скоты ваши, которым телесам и имя выдумали, си нарекли их "видмы" или "опире", о чём мы весма трепещем, что до такого падения веры и познания истини достигли християни нашея и еще во упрамстве пребивают и истиннаго научения священого писания не послушают, но внимают басням и стезям развратительным"
По смерти человека душа идет во дворы, определенния от Бога, и тело положше в землю, без нечувственно отстает такожде до воскресения мертвых, но потом как утерпляют скоти ваша? Как не срамно? Как смеют таковии говорить и оставаться в своем дурачестве, сиесть разсуждать, яко мертвии суть видмы или просто реще опире и в нощи исходят из гробов и умертвляют скоты вашия".

Так что православная церковь к убийствам людей, обвинённых в ведьмовстве не имеет никакого отношения. Недавно я писал серию статей о сжигании упырей в Малороссийском селе Нагуевичи. В шестой части этого цикла есть яркий пример отношения священника к происходящему беззаконию. Вы можете прочитать этоу статью, перейдя по ссылке.

Вот такое у меня мнение по этому вопросу. А вам желаю всего самого хорошего. До свидания. Берегите себя и своих близких.