Найти тему
Культфонд

Граффити Петербурга. Оставить нельзя закрасить

Не так давно весь рунет активно обсуждал историю о граффити с изображением Иосифа Бродского, которое появилось, а затем стремительно исчезло с одной из стен на улице Пестеля. Мнения высказывались самые разные. Нашлись сторонники художников-граффитистов, предлагающих предоставить им больше свободы самовыражения. В свою очередь, противники появления таких фресок отмечали недопустимость подобного творчества и сравнивали его с вандализмом. Впрочем, истина в этом споре так и не родилась, но пользователи собрали целую коллекцию граффити, которые исчезли с петербургских стен и заборов.

"Граффити раздора" на улице Пестеля
"Граффити раздора" на улице Пестеля

Тема эта, конечно, неоднозначна, но постоянное ее упоминание (а на проблему обратили внимание даже крупные федеральные СМИ) и обсуждение вызывают очень серьезные вопросы... Возможно, мы являемся свидетелями зарождения уникального культурно-социального феномена в Санкт-Петербурге, когда горожане через отношение к такому искусству пытаются выразить свое стремление более активно принимать участие в формировании образа города.

Одно из самых известных изображений Виктора Цоя, Любанский переулок
Одно из самых известных изображений Виктора Цоя, Любанский переулок

Хочется обратить внимание на то, что публичные споры возникают только после закрашивания действительно качественных с художественной точки зрения работ. К исчезновению банальных надписей с заборов и гаражей петербуржцы относятся совершенно спокойно, не усматривая в них какой-либо культурной ценности. И нужно отметить, что в этом случае действия коммунальщиков одобряются практически единогласно.

Петербуржцы частично восстановили граффити Павла Каса на пересечении Невского и Суворовского
Петербуржцы частично восстановили граффити Павла Каса на пересечении Невского и Суворовского

Такой взгляд горожан на этот еще не до конца решенный вопрос говорит очень о многом. Петербург хочет и менять, и восстанавливать свой облик, создавать и поддерживать свой уникальный стиль. Не боясь избавляться от лишнего и исправляя ошибки, формировать пласт новой культуры, ориентируясь на свои традиции. И очень показательно, что герои, за "жизнь на стенах" которых ведется борьба, - это, как правило, реальные или вымышленные персонажи, тесно связанные с историей города. Бродский, Цой, даже новогодняя елка в ретро-стиле - это, безусловно, история Петербурга.

А как считаете вы? Где нужно поставить запятую в заголовке? И действительно ли борьба за локальные достопримечательности - это нечто большее, чем желание сохранить красивую картинку? Пишите в комментариях!

Другие части цикла:

Самый старый мурал Санкт-Петербурга

Редкое фото послевоенной площади Восстания

Мозаика петербургского метро

#граффити #санкт-петербург #бродский #уличное искусство #культура

Граффити
3929 интересуются