Найти тему
Катехизис и Катарсис

Коммунистическая «Банда Робин Гуда» во Франции

Если о западногерманской "Фракции Красной армии" или об итальянских "Красных бригадах" в России хоть немного, но наслышаны, то о французской леворадикальной организации "Прямое действие" ("Action directe") известно гораздо меньше. А ведь AD обладали развитой агентурной сетью, проводили беспрецедентные по своей дерзости и сложности организации операции, отличались крайне тщательным их планированием и идеологическим обоснованием и потому наводили вполне объяснимый ужас на французских "стражей порядка"... Впрочем, не будем забегать вперёд.

Наша история начинается в охваченном "Красным маем" Париже 1968г. Именно там, среди волнений "левой" студенческой молодежи и остроумных лозунгов вроде "Запрещать запрещено", Жан-Марк Руйян изготовил свой первый "коктейль Молотова" и вступил в свой первый бой с полицией. В отличие от многих участников тех майских событий, даже тех, кто не перестал называть себя "левым", однако вполне влившихся в политический мейнстрим, для Руйяна этот опыт стал лишь началом, первым шагом в его революционной борьбе.

После мая 68-го Руйян примкнет к старым испанским республиканцами, совместно с которыми в Каталонии будет бороться с франкистами — и именно там он получит бесценный опыт практики "городской герильи". Тем временем, во Франции — массовые увольнения, жестокое подавление рабочих забастовок, агрессивная неоколониальная политика в Африке… Официальная "левая" политика себя дискредитировала, а военный переворот в Чили, свергший законно избранного президента Альенде, наглядно продемонстрировал, что мирного пути к социализму быть не может. Позднее, в одном из своих интервью, участница AD Жоэль Оброн скажет: "После прихода к власти Пиночета говорить о каком-либо мирном пути для революционеров стало просто безответственно".

Май 1968. Полиция разгоняет демонстрацию студентов.
Май 1968. Полиция разгоняет демонстрацию студентов.

Как говорится, à la guerre comme à la guerre. Ещё одна героиня нашего повествования, Натали Менигон, родилась в семье рабочего, успела поработать в банке и быть уволенной из него за участие в забастовке, также приходит к идее необходимости вооружённой революционной борьбы. В 1978г. вместе с уже знакомым нам Руйяном она создаёт "Прямое действие".

За период с 1979 по 1987гг АD проведет около 120 различных операций. В их число войдут казни представителей "репрессивного аппарата", акты "устрашения" и "пропаганды насилием": расстрелы и подрывы офисов и штаб-квартир различных министерств, служб внутренней безопасности, совместная с RAF атака на американскую военную базу во Франкфурте; ограбления (экспроприации) банков и хранилищ документов, а также бесчисленное количество актов саботажа и диверсий на военном производстве. По возможности, АD старались избегать жертв среди "гражданского" населения — во время их нападений гибли преимущественно военные, полицейские, жандармы или охранники.

Здесь можно упомянуть один из наиболее показательных примеров подобных операций, который вполне мог бы послужить сюжетом для приключенческого фильма о "благородных разбойниках", этаких народных мстителях — захват предприятия "Панар-Левассор", на котором в тот момент производились лёгкие броневики для режима апартеида в ЮАР. Члены AD совместно с бывшими участниками итальянской герильи "Прима линеа" и представительницей боевого крыла Панафриканского конгресса проникли на предприятие, обезоружив охрану и лишив его связи с окружающим миром, после чего заложили взрывные устройства и подорвали главный двигатель конвейера. После чего они уничтожили несколько собранных машин в конце линии, а также выкрали все оригиналы и копии документов (секретный контракт между правительством Миттерана и ЮАР), после чего удалились через запасный выход и скрылись. Натали Менигон все это время прослушивала полицейские частоты, чтобы своевременно отследить реакцию полиции. Кстати, небезынтересен тот факт, что среди членов АD были профессиональные автогонщики-раллисты, которые вместе с Менигон неоднократно выручали группу, когда нужно было уйти от полицейской погони и замести следы.

Также к числу наиболее нашумевших операций АD следует отнести "казни" инженера Рене Одрана и генерального директора "Рено" Жоржа Бесса. Сумрачный французский гений Одран занимался разработкой оружия массового поражения, которое затем использовалось в странах "третьего мира". После его убийства многие разработки были растянуты на долгие годы или же вовсе отложены. Жорж Бесс же прославился "оптимизацией" заводов — массовыми сокращениями рабочих мест и репрессиями в адрес профсоюзных активистов, когда те, кто смел отстаивать свои трудовые права, оказывались на улице с "волчьим билетом". Его убийство прервало агрессивную антирабочую политику компании на десяток лет.

"Action directe" пользовалось поддержкой всех слоев французского общества, от рабочих, контактам и агитации среди которых уделялось самое пристальное внимание (так, скажем, один из лидеров АD Жорж Сиприани трудился на заводе "Рено") и мигрантов — до представителей "высшего общества": известных журналистов, писателей, философов, и, есть основания полагать, что чиновников достаточно высокого уровня. Кроме того, лидеры АD благодаря имевшимся у них пустым бланкам официальных документов, а также нелегальным типографиям, годами маскировались под добропорядочных представителей французского "среднего класса".

Однако, реальная жизнь все же — не приключенческий фильм, и лидеры АD в итоге оказались за решеткой. Все они были приговорены к пожизненному тюремному заключению, где находились в условиях жесточайшей изоляции: на каждого заключённого отводился целый этаж тюрьмы; подвергались унижениям, запугиваниям и угрозам. Понадобятся годы тюремных забастовок и голодовок, чтобы добиться смягчения условий заключения. Жоэль Оброн будет освобождена по состоянию здоровья в 2004г., в 2006 году она умрет от онкологии. В 2008г. на свободу вышла Менигон, также тяжело заболевшая за годы, проведенные в тюрьме. В 2011 г. будет освобождён Сиприани, а последним, в 2012 — многое переживший, но не сломленный Руйян.

Деятельность "Action directe" оценивается весьма противоречиво — в зависимости от того, какая сторона даёт ей оценку. Ведь какими бы ни были благородными их мотивы, они не могут оправдать убийства и террор.

Автор - Алина Андреевна Говенько

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц