Найти тему

Теплоход «Армения», спустя 79 лет: судьба «советского «Титаника»

10K прочитали

В марте 2020 года у берегов Крыма силами Министерства обороны России с помощью гидролокатора бокового обзора обнаружен корпус затонувшего судна, совпадающий своими габаритами с характеристиками теплохода «Армения». Для проведения идентификации был привлечен Центр подводных исследований Русского географического общества

Фото: ЦПИ РГО
Фото: ЦПИ РГО
  • Стоит отметить, что магнитная аномалия в этой точке была зафиксирована военными специалистами еще в 2017 году, и она находится довольно близко к официально опубликованным «приблизительным координатам места гибели». 

Справка

Теплоход «Армения» проекта «Аджария» был построен в 1928 году в Ленинграде. Судно пассажировместимостью 950 человек было перестроено под санитарный транспорт в Одессе в 1941 году. Вместо части кают были организованы операционные и перевязочные, предполагалось брать порядка 400 раненых.

  • По одной из версий, на бортах были нарисованы красные кресты – международное обозначение госпитального судна. По другой версии, теплоход был покрашен в серый «военный цвет», а на палубе стояли четыре орудия 21-K.
Кадр из фильма «Сокровища затонувшего корабля», режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год
Кадр из фильма «Сокровища затонувшего корабля», режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год

6 ноября 1941 года в Севастополе на борт поднялись несколько тысяч человек: жители города, пациенты, врачи и персонал нескольких госпиталей, часть партийного руководства Крыма, руководства пионерлагеря «Артек» и их семьи. В панике эвакуации точных подсчетов никто не вел. 

  • Судя по опубликованным данным, «Армения» вышла из порта Севастополя, зашла в Балаклаву и в Ялту. Только к утру дождались пассажиров и груз. Несмотря на запрет, теплоход вышел в сторону Туапсе в сопровождении двух сторожевых катеров не дожидаясь темноты. Через несколько часов был атакован вражеской авиацией и затонул за 4 минуты. Из всех пассажиров (от 5 000 до 10 000 человек) выжили единицы.

Официальные данные о гибели «Армении» содержат много белых пятен, а координаты – только приблизительные. С начала 2000-х поиски начал Департамент морского наследия Украины. В 2006 году был привлечен Институт океанографии и океанологии США во главе с Робертом Баллардом, в свое время нашедшим «Титаник». Институт археологии НАН и вооруженные силы Украины использовали обитаемый подводный аппарат наряду с гидроакустикой. В 2009 году в обследовании квадрата был задействован ТНПА. Во время этих масштабных исследований были обнародованы и рабочие, и совершенно фантастические теории, найдено невероятное количество объектов, но не «Армения»

Графика: ЦПИ РГО
Графика: ЦПИ РГО

Несколько групп отечественных исследователей в последние годы утверждали, что нашли теплоход в другом квадрате. Они предполагали, что «Армения» могла возвращаться в Севастополь. Они неоднократно публиковали в СМИ информацию о находках, сопровождая их данными аппаратного поиска. Однако эта версия не подтвердилась. Идентификация найденных ими объектов еще предстоит. 

Экспедиция 2020 года

В апреле текущего года для идентификации обнаруженного объекта были привлечены специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества. Также был приглашен священник Новороссийской военно-морской базы Протоиерей Кирилл, который провел молебны перед выходом в море и перед началом работ.

  • Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1 500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии «РТ», что позволило получить первые видеокадры. Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось 6 часов. 
Фото: ЦПИ РГО
Фото: ЦПИ РГО

Объект стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чем сообщала официальная версия.

  • Сергей Фокин, исполнительный директор ЦПИ РГО, участник экспедиции:
При этом надстройки и палубы имеют явные и ужасающие следы разрушений – леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего это последствия взрывов от попадания авиационных бомб.
Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, т.е. фашистские самолёты заходили на атаку с кормы.

По официальным данным «Армения» затонула всего за 4 минуты. На исследуемом судне обнаружены признаки, подтверждающие, что уход под воду действительно был стремительным – часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь целиком. Это означает, что, к моменту ухода корпуса на большую глубину, внутри судна еще оставались «воздушные карманы». 

Это точно «Армения»

Идентификация судна может быть произведена по набору признаков – прямых или косвенных. К косвенным относятся габариты, характерные элементы надстроек, конструкций и ограждений, отмеченные в чертежах и архивных данных. Прямыми признаками называют указания имени судна или закладные таблички.

  • Большой удачей для подводных исследователей считается обнаружение судового колокола с именем корабля. Как правило они изготавливаются из цветных металлов и мало подвержены коррозийным процессам. 

Подводный робот спускался на объект семь раз. При этом судно-носитель меняло свое положение, чтобы избежать запутывания кабеля робота. 

Осмотр найденного корпуса начался с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Еще при первом подходе к судну на дне были обнаружены фрагменты палубы и иных элементов. При осмотре самого борта были отмечены характерные признаки теплохода «Армения» – расположение палуб и своеобразные проемы в леерных ограждениях. 

Судовой колокол. Фото: ЦПИ РГО
Судовой колокол. Фото: ЦПИ РГО

В третий спуск ТНПА был направлен на осмотр носа судна, где должно было располагаться название. По сравнению с центральной частью, нос поврежден не так сильно. Название не сохранилось, так как было нанесено краской (как и на корме). Но, к удивлению исследователей, уцелела стойка судового колокола, а рядом и сам колокол. Более того, он упал надписью вверх. Сомнений нет, на подводных кадрах четко читается надпись «Армения»

В последующие погружения были осмотрены правый борт и корма судна. Там был обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который является одним из косвенных признаков для идентификации.

  • Штурвальное колесо хорошо видно на кадрах художественного фильма «Сокровище погибшего корабля» (режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год), в котором теплоход «Армения» снялся в роли самого себя. 
Машинный телеграф в носовой части палубы. Фото: ЦПИ РГО
Машинный телеграф в носовой части палубы. Фото: ЦПИ РГО

В завершающее погружение робот снова вернулся на левый борт, но уже в район ходового мостика, куда и пришлись основные удары бомб. Степень разрушения судна такова, что не представляется возможным определить количество погубивших «Армению» взрывов. Обилие висящих тросов, веревок и торчащих металлических фрагментов не позволило ни подтвердить, ни опровергнуть наличие на момент гибели на борту санитарно-транспортного судна «Армения» легких пушек. 

Одна история завершена

Различные команды и ведомства в течение 20 лет искали неуловимый теплоход. Теперь «Армения» найдена. Удалось это благодаря систематической работе, которую проводило Министерство обороны РФ, опытным специалистам и серьезной технической подготовке. Конечно, еще предстоит детальное обследование судна.

Кадр из фильма «Сокровища затонувшего корабля», режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год
Кадр из фильма «Сокровища затонувшего корабля», режиссёры Владимир Браун и Исаак Менакер, киностудия Ленфильм, 1935 год
  • Настает очередь следующей истории. Информация, полученная в ходе экспедиции 2020 года, позволяет реконструировать события одной из крупнейших трагедий морской истории. Центр подводных исследований РГО уже запустил производство документального фильма о судьбе и исследовании теплохода.

Над местом гибели «Армении» Протоиерей Кирилл отслужил панихиду по погибшим пассажирам и экипажу судна, им отдали воинские почести: в память о жертвах на воду был спущен венок и произведены три залпа траурного салюта.

Хочется верить, что глубина 1 500 метров сможет надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ. 

#теплоходармения #историязатонувшихкораблей #цпирго