Найти в Дзене
между прошлым и будущим

Эта ужасная средневековая жизнь... До чего доводит страх и покаяние...

Не так давно один писатель (между прочим, историк Средневековья) предложил игру — назвать понятие или явление, которые можно найти в его книгах. Если названное читателями явление в книгах автора есть — игра продолжается. Если нет — читатель получает право читать любую выбранную книгу автора бесплатно. Я назвала "покаяние" и — выиграла! Оказалось, в книгах автора никто не каялся.... Удивительно, но факт.

В эпоху Средневековья к покаянию люди относились очень серьезно. Сначала люди усиленно грешили, потом столь же усиленно каялись — босые, полураздетые с веревками на шеях... И занимались этим не только простолюдины, но и самые знатные рыцари. Я уже рассказывала, как вдохновенно каялся в средневековой Франции граф Анжуйский Фульк Нерра. Не забывал он и о таком аспекте покаяния, как бичевание, отдавая приказы слугам усиленно его бить.

И все же бичевание, как способ покаяния, не был изобретением Фулька. Подобны способ покаяния в Западной Европе был известен еще с VIII века. В IX веке при Карле Великом таким покаянием славился герцог Аквитании Гийом.

Но занимался ли самобичеванием герцог или настоятель монастыря — бичеванию в раннем Средневековье не хватало размаха. Зато этот размах Европа увидела в XIII веке — там как раз случилось пророчество о конце света, так что перепуганные прихожане дружно начали каяться перед Богом и друг перед другом и обильно угощать себя ударами бичей. Так появилось массовое явление, называемое флагеллантство.

Истерия самобичевания в короткий срок захватила Западную Европу, а потом сошла на нет, так как конца света не случилось.

Зато не прошло и сотни лет, как пришла чума, и вот это и правда для многих стало концом света.

-2

Как там писал Пушкин?

Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой...
Что делать нам? и чем помочь?

И не забудьте, Пушкин описывал все это так красочно, потому что мог воочую наблюдать эпидемию холеры. Ее описания есть: "Смертность с каждым днем усиливается. По улицам разъезжают фуры, подбирают тела. Вместе с больными иногда хватают и пьяных. Почти во всех домах затворили ворота, боятся ходить по улицам, выезжают в крайних случаях, и каждый опасается принять кого-нибудь в дом. Весь город точно разъехался или вымер. Приходящие письма задерживают и обеззараживают. Город оцеплен, по улицам тянутся возы с умирающими и умершими, на дворах курится навоз и можжевельник. На заставах при въезде в город разложены костры – окуривают тех, кто въезжает."

Но вернемся в Средневековье.

От первой же волны чумы XIV века умерло примерно треть населения. Некоторые города сократились больше, чем наполовину.

И, конечно, люди искали причину болезни и ее виновников. Одна из причин объяснялась греховностью людей — и люди начали каяться. А еще искали злоумышленников, которые отравляли почву и колодцы.

Покаяния совершались публично.

Карантины? Нет, не слышали.... Первоначально к ним прибегали только в Венеции (и довольно эффективно), но даже там случались карантинные бунты.

Правда, затем опыт Венеции попытались распространить на другие страны, но перепуганные люди считали это помехой для покаяния.

Как излечиться, если ты не покаялся?!

И каялись остервенело: знатные, простолюдины, господа и слуги... Полуголые, временами с закрытыми лицами, они яростно стегали себя бичами, да еще и принимали позы, символизирующие их грехи. Убийцы ложились на спину. Прелюбодеи на живот. И били себя или просили других бить их.

Дракон над кающимися символизирует Дьявола
Дракон над кающимися символизирует Дьявола

А еще у них росла агрессия. Они грабили (в том числе и церкви), они убивали и считали все это способом очищения. А в ходе своих шествий, сами того не зная, разносили заразу дальше.

Первоначально церковь считала флагелланов обычными кающимися, но чрезмерность всех из действий и бесчинства очень быстро оттолкнули от флагелланов церковь и светских правителей. Их стали обвинять в ереси. Флагелланы постепенно становились закрытой сектой, но так как чума периодически возвращалась, то и столь чрезмерные покаяния тоже возвращались.

Кающиеся XVI века (Франция)
Кающиеся XVI века (Франция)

Мир меняется. Но все же не так сильно, как хотелось бы. Сходные ситуация порождают и сходные поступки. Карантинные бунты, экзальтированные поиски грехов (в каждом веке своих), нетерпимость к тем, кто не разделяет этих поисков, грабежи, коленопреклонения и слезы умиления — все это уже не раз было. Когда-то один из знаменитых историков Франции Жак Ле Гофф рассуждал об очень долгом Средневековье, вовсе не том, что в одних странах закончилось в XV веке, а в других — в XVII. Он писал: «Я предлагаю ввести понятие длительного, очень долгого Средневековья, базовые структуры которого развиваются крайне медленно, с III в. и до середины XIX в., то есть до того момента, когда промышленная революция, доминирующее положение Европы в мире, реальное развитие и распространение демократии (отдаленным прообразом которой являлся античный город) породили действительно новый мир, пусть даже еще не полностью свободный от наследия и традиций прошлого».

Полагаете, долгое Средневековье закончилось?

Нет, оно всего лишь уснуло и периодически просыпается. И тогда все начинается вновь — карантинные бунты, покаяния, поиски виноватых, грабежи, ожидания чудес...

Все это уже было.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Путеводитель по каналу. Часть 3

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки