Найти тему
Artur von Regenau

Потерянные легенды Донбасса

Каждый из нас смотрел замечательный фильм Леонида Гайдая «Кавказская пленница» и был очарован микроавтобусом с длинным багажником, на котором уезжала Нина в исполнении Натальи Варлей. 

Микроавтобус Старт в кадре х/ф "Кавказская пленница"
Микроавтобус Старт в кадре х/ф "Кавказская пленница"

Этим очаровательным микроавтобусом был «Старт» и производился он ни где-то на ГАЗе или МЗМА, а в Луганской области в УССР.

Северодонецкая авторемонтная база или сокращенно САРБ вместе с Северодонецким производственным объединением «Стеклопластик» в начале 1960-х годов начала разработку собственного микроавтобуса на базе Волги ГАЗ-21. Правление Хрущева дало больше возможности заводам для реализации своих идей и постройка «Старта» была идеей снизу, то есть конструкторов предприятия, а не по указке из Политбюро.

Автобус, производившийся во времена космической эры выглядел современно и даже футуристично. Имея пластиковый кузов, он включал в своем составе комплектующие от горьковской Волги ГАЗ-21, включая базу и подвеску. Кузов же делался из стеклопластика с деревянными усилителями боковин, крыши, окон и дверей. Конструкция была довольно крепкой, но не долговечной. Во время одного из испытаний микроавтобуса, его сбрасывали с 12-тиметровой высоты, однако никаких существенных повреждений нанесено автобусу не было.

Однако, из-за высокой прочности кузова, происходило возникновение статического механического напряжения из-за различия расширения между пластиком и деревом, а так же происходила усадка смолы и в результате чего, корпус автобуса деформировался.

Создать карусель             Старт
Создать карусель Старт

Другим же представителем автомобильного транспорта, выпущенного на САРБ, стал легковой автомобиль «Заря». Как и «Старт», кузов у него был выполнен из стеклопластика и так же, как и «Старт», детали для нового автомобили поставляла та же родная и всеми любимая 21-я Волга.

«Заря» была в длину 5050 см, что немного длиннее «Волги» и могла развивать максимальную скорость в 130 км/ч. Кузов был выполнен в стиле купе имел две двери. Руководство САРБ планировало выпускать «Зарю» в масштабе около 50 автомобилей в год по цене 5 тысяч рублей, что по тем временам было довольно недорого, притом что «Волга» была на целую тысячу дороже.

Однако, особого энтузиазма у правительства стеклопластиковая «Заря» не вызвала и вроде как выпустили не больше 4 автомобилей. Живы ли экземпляры «Зари», неизвестно. Есть информация, что один автомобиль был зарегистрирован в Донецке, однако на этом его следы теряются.

Создать карусель             Заря
Создать карусель Заря

Ещё одним интересным экземпляром Северодонецкой авторемонтной базы является автомобиль «Искра». Разработкой автомобиля занимался молодой инженер Николай Парафенко. Автомобиль, изготовленный, как и «Старт» и «Заря» на базе «Волги», тоже имел кузов из стеклопластика. Имея двигатель от «Волги», «Искра» могла разгоняться уже до 150 км/ч и была выпущена в количестве 11 штук в кузове купе и кабриолет.

К счастью, «Искру» не постигла такая же беда и одна из 11 машин все-таки известна. Несколько лет назад автомобиль продавался в интернете, где были выставлены современные фотографии автомобиля.

Создать карусель             Искра
Создать карусель Искра

При участии Николая Парафенко в 1972 году на базе САРБ был выпущен еще один автомобиль под названием «Лань». Все та же конструкция Волги и стеклопластиковый кузов были у «Лани», как и у её предшественников. Мощность автомобиля составляла 88 лошадиных сил и по информации в интернете, был изготовлен единственный экземпляр, который продавался в интернете в 2015 году.

Создать карусель             Лань
Создать карусель Лань

К сожалению, отсутствие финансирования, непродуманная полностью конструкция и конкурентность со стороны ГАЗа, похоронили надежды северодонецких конструкторов на производство собственных автомобилей. 

Больше всего повезло «Старту». Он был выпущен в количестве 150 штук, ещё 10 штук было выпущено в Донецке под именем «Донбасс»и 20 в Луганске, около 70 автобусов было выпущено в Коростене, Житомирской области.

«Старт» выполнял работу маршрутных такси в Севродонецке, а так же выполян роль туристических автобусов для перевозки работников СПО «Азота» в Крым и Приазовье. Один из автомобилей работал в милиции, а один в Доме культуры.

Сохранившихся экземпляров «Старта» сохранилось очень мало и любое появление его на публике вызывает восторг и грусть, от несбывшейся мечты северодонецких конструкторов произвести красивые и футуристичные автомобили для народа.