(Евр. 3:7–11)
В свете того, что мы прочитали в первой части Евр. 3, можно провести параллель: мы, Божий новозаветный народ, подобно народу ветхого завета, блуждаем в своей пустыне, продвигаясь к нашей земле обетованной. Наш Вождь — Христос, Который больше, чем Моисей, и мы следуем за Ним в землю обетованную, которая лучше той, что была дана по ветхому завету. Поэтому предупреждение ветхозаветному народу в равной степени относится и к тем, кто находится под Новым Заветом.
«Потому, — как говорит Дух Святой, — ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердца ваши, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Поэтому Я вознегодовал на этот род и сказал: “Непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих”; поэтому Я поклялся в гневе Моём, что они не войдут в покой Мой».
Призыв автора к своим читателям естественно разделяется словом «потому». Слово «потому/поэтому» повторяется в этих стихах трижды.
«ПОТОМУ» — КОГДА УСЛЫШИТЕ (3:7)
Фраза «как говорит Дух Святой» показывает, что наш автор считал Псалом 94 непосредственно вдохновлённым Богом, хотя он цитировал из Септуагинты. Кроме того, слово «говорит» стоит в настоящем времени, указывая на то, что Бог по-прежнему говорит через Писания, как говорил тогда. Вся Библия — это собрание обращений Бога к человечеству через вдохновенных писателей (2 Пет. 1:20, 21). Таким образом, предостережения, содержащиеся в Ветхом Завете, так же применимы к нам, как и те, которые находятся только в Новом Завете.
Автор цитирует Пс. 94:7–11. Этот отрывок связывает воедино два случая из истории пребывания Израиля в пустыне. В одном случае израильтяне были в отчаянии из-за нехватки воды и потому роптали на Моисея (Исх. 17:1–7). Позднее неблагоприятный доклад соглядатаев о Ханаане послужил причиной, по которой многие отказались от немедленного вторжения в землю обетованную (Чис. 13:25—14:4). Оба случая показывают недостаток веры у Израиля во время блуждания по пустыне; оба случая были следствием отсутствия доверия Богу. Одно дело провозглашать себя Божьим народом и совсем другое — верить в то, что Он позаботится о тебе наилучшим образом.
«ПОЭТОМУ» БОЖЬЕГО ГНЕВА (3:8–10)
Бог вознегодовал. Но это больше, чем «возмущён», «недоволен» (ст. 8–10). Он был на самом деле «в ярости от этого рода» (Хьюитт)! Как выразился Р. Браун, «тот род был омерзителен Богу». Он вознегодовал справедливо, потому что народ постоянно не повиновался Ему, несмотря на Его милость. Несомненно, тот, кто в течение сорока лет бунтует сегодня, также вызывает у Бога негодование. Мы нуждаемся в том же наставлении, какое получили израильтяне. Мы можем возмутить Бога точно так же, как они.
Мы должны уделить этому вопросу самое серьёзное внимание — и немедленно. Бог нигде не обещает нам ещё один день, поэтому мы должны исполнить свой долг «ныне», то есть «сегодня» (Восстановительный Перевод; Российское Библейское Общество; Славянское Евангельское Общество; Слово Жизни; Современный Перевод). Это относится как к нашему изначальному покорению евангелию (Мк. 16:16; Деян. 2:38), так и к необходимости постоянного роста в вере (2 Пет. 1:5–11).
Первые читатели Послания к евреям столкнулись с серьёзной опасностью отпадения и нуждались в особом наставлении. Им оно было дано, и было сказано: «Не ожесточите сердца ваши». Мы тоже можем ожесточить наши сердца, отвергнув наставления евангелия. Особенно должно быть жаль тех, кто намеренно ожесточает свои сердца, сопротивляясь Слову Божьему.
Автор пишет: «как во время ропота, в день искушения в пустыне» (ст. 8). В Восстановительном Переводе сказано: «как во время раздражения, в день испытания в пустыне». Это ссылка на события, которые произошли в Мериве. Цитируемый псалом говорит буквально следующее: «Не ожесточите сердце ваше, как в Мериве, как в день искушения в пустыне» (Пс. 94:8). Мерива была тем местом, где израильтяне роптали из-за нехватки воды (Исх. 17:1–7). В Исх. 17:7 слова Мерива и Масса относятся к одному и тому же месту.
Эти названия автор Послания к евреям даёт, следуя тексту Септуагинты. Он постоянно пользуется Септуагинтой, хотя мог бы время от времени передавать тексты своими словами. Еврейский текст Пс. 94:8 буквально означает: «Не ожесточите сердца вашего, как в день Меривы, как в день Массы, в пустыне». В Септуагинте дословно читаем: «Не ожесточите сердец ваших, как при возмущении, в соответствии с днём раздражения в пустыне». «Возмущение», или «восстание», — это перевод слова парапикрасмос, греческого эквивалента «Меривы» (Томпсон). Другое название этого места, «Масса», означающее «борьба, раздор», является эквивалентом греческого слова «испытание, искушение, причина недовольства» (пейрасмос).
Автор говорит, что израильтяне испытывали своими жалобами Божье терпение (ст. 9). Как они могли проявлять такое отношение после того, как были свидетелями чудес в Египте, после того, как видели воду, потёкшую из скалы, после того, как Бог в пустыне обильно накормил их перепелами и манной, и после того, как Он вёл их с помощью облака и огненного столба? Мы тоже можем видеть свидетельства милости Бога и при этом удручать Его, испытывая Его терпение своим безразличием и бунтом.
«ПОЭТОМУ» БОЖЬЕГО СУДА (3:11)
Слово «поэтому» на самом деле отсутствует в стихе 11, но оно подразумевается, что и отражает перевод Синодальной Библии. Поэтому Бог поклялся в гневе Своём, что израильтяне не войдут в покой Ханаана (см. Чис. 14:22–30). Бог может быть справедливым в Своём гневе, ибо это не темпераментное неистовство, а праведный осуждающий гнев. Когда Он наказывал их за грехи, мы можем быть уверены, что Его суд был справедливым, честным и соответствующим Его божественному критерию праведности. Он «поклялся», что они не войдут в Его покой, чтобы обратить их внимание на последствия их греха.
«Сорок лет» (ст. 9) длилось наказание, которое определил Бог. На этот срок Бог отложил вход в землю обетованную, заставив израильтян оставаться в пустыне. Может ли это упоминание о «сорока годах» содержать намёк на мессианское пророчество? Возможно, существует параллель между временем, которое израильтяне провели в блуждании в пустыне из-за своего неверия, и временем, прошедшим между отвержением и распятием Христа и уничтожением иудейского государства.
В 70 г. Иерусалим пал и много людей было перебито. Автор послания намекает, что ветхая система находится на грани исчезновения (см. 8:13). Затем не станет больше храма и жертвоприношения прекратятся. Несомненно, автор руководствовался предсказаниями Господа в Мф. 24, Мк. 13 и Лк. 21. Мы можем только предполагать, что позднее святым были даны (незаписанные) пророчества относительно этого предстоящего разрушения.
«Не познали они путей Моих», — говорит Господь. Они снова и снова видели божественную силу, но «путей» Его не понимали (см. Ис. 55:9). На самом деле им было удобнее не знать простую истину, насколько отвратительно для Бога отсутствие действенной, непоколебимой веры. Если Авраам видел «не видя» (Евр. 11:13), то они видели явленную силу Бога и при этом не «видели» смысла в познании воли Божьей для их освящения и святости. Осия обвинил Израиль в том, что его грехи вызваны незнанием Бога, и предрёк его уничтожение из-за этого (Ос. 4:1–6).
КАК НЫНЕ ГОВОРИТ ДУХ
Мы ясно видим, что Дух действует через Своё Слово. Настоящее время фразы «говорит Дух Святой» (ст. 7) показывает, что Он продолжает говорить через Своё Слово. Настоящее время может усиливать наставление о «ныне».
Очень часто так получается, что человек слышит евангелие, которое производит на него сильное впечатление, однако отказывается повиноваться ему. Редко такой человек ответит на евангелие спустя годы. Тот, кто упрямо отвергает предложение искупительной жертвы Христа, может однажды, ещё при жизни, достичь точки невозврата (Евр. 10:26). Поэтому и даётся совет: «Не ожесточите сердца ваши» (ст. 8). Мы ожесточаем свои сердца, отвергая наставления евангелия. Некоторые, кажется, намеренно ожесточают свои сердца, чтобы сопротивляться Слову Бога и продолжать жить в своих любимых грехах.
Псалом, процитированный здесь, был богодухновенным при написании и оставался богодухновенным, когда был представлен в «Евреям» как серьёзное предостережение не жить так, как жили их неверные предки. Новый Завет показывает, что Святой Дух по-прежнему говорит и действует через Слово. Когда внимательно прислушиваешься к вести Духа, содержащейся в Писаниях, получаешь всё необходимое, чтобы понять Божью весть. Когда иудейские вожди с презрением отвергли проповедь Стефана, они этим воспротивились Святому Духу (Деян. 7:51). Главы 2 и 3 книги Откровение обязывают читателей слышать, «что Дух говорит церквам». Как было верно тогда, так остаётся верным и сейчас то, что мы должны внимательнейшим образом относиться к тому, что написано (Отк. 2:7, 11, 17, 29; 3:6; 13, 22). Каждому поколению церкви нужны наставления, данные через водительство Святого Духа. Послание каждой общине было полезно как всем церквам, существовавшим тогда, так и всем, кто читает семь посланий из книги Откровение сегодня.
Дух Святой говорит в Своём открытом и записанном Слове, которое мы по-прежнему можем слышать, понимать и которому повиноваться. Для этого нам не нужна какая-то специальная помощь, если мы хотим узнать истину. Если мы хотим быть мудрыми, то мы поймём, в чём состоит воля Господа (Еф. 5:17); это повеление, которое надо понять! Повеление «не ожесточите сердца ваши» (ст. 8) часто нарушается. Люди говорят: «Мы просто не можем понять Библию»! Нет, они просто не хотят делать то, что она говорит, поэтому они и не стараются понять её. А что они понимают, они всё равно не хотят выполнять! Невежество порождает невежество. Когда мы отказываемся слышать, мы постепенно ожесточаемся, пока не достигнем той точки, когда уже слишком поздно слышать. Всякое невдохновенное чтиво к тому времени убивает свежий аромат истины.
«НЫНЕ, КОГДА УСЛЫШИТЕ ГОЛОС ЕГО»
Повторяющийся акцент на слове «ныне» в Евр. 3 должен оказывать сильное воздействие на наше проповедование. Бог никогда не заповедовал: «Не надо сразу повиноваться Моей воле — подождите до завтра». Как сказал Коффман, «тот, кто полагается на завтра, крадёт: завтра принадлежит Богу». Далее он приводит список причин, по которым нужно действовать сегодня. (1) Многие и так уже долго ждали. (2) Завтра может не наступить. (3) Чем дальше, тем труднее покаяться и повиноваться. (4) Бог повелел повиноваться сейчас (2 Кор. 6:2). (5) Желание человека повиноваться со временем будет уменьшаться. (6) Запоздалое повиновение может оказаться не таким уж благотворным. (7) Никогда не будет лучшего времени повиноваться, чем сейчас.
БОГ ПОКЛЯЛСЯ В СВОЁМ ГНЕВЕ
В жизни современной церкви можно проследить многие параллели с ранней историей Израиля. Хотя Павел использовал переход через Красное море как образ нашего крещения (1 Кор. 10:1, 2), Моисей и Илия говорили об «уходе» Иисуса, или «исходе» (эксодос) (Лк. 9:31), из этой жизни. Под «покоем» имеется в виду Ханаан (Втор. 12:9), но второе и более полное его значение — небеса. Из взрослых израильтян, пересёкших Красное море, только Халев и Иисус Навин вошли в землю покоя. Нам не сказано, покаялся ли кто-нибудь ещё из других и проведёт ли он вечность на небесах, но предоставление сорока лет на обдумывание, наверняка, заставило некоторых о сознать свою неправоту.
Многие люди мысленно возвращаются к тому, как их воспитывали в детстве. В Прит. 22:6 говорится: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Притча — это лишь обобщение, а не абсолютное правило, которое всегда гарантирует определённый результат. Родителям не следует винить себя, если они изо всех сил старались воспитывать своих детей в Господе, а получилось только, что эти дети или, не подумав, вступают в брак, или попадают в дурную компанию, или слушают лжеучителей и оставляют веру. В конце концов, они не зависимые от нас личности. Даже при наличии прекрасного воспитания и благочестивой любящей семьи некоторые могут всё равно отпасть от веры. Мы должны скорбеть и молиться о них, пока, по милости Господней, они не вернутся назад, возможно даже после того, как мы покинем эту жизнь, и таким образом не воздадут нам честь за наш пример и наставления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог негодовал на бунт израильтян, который, по всей видимости, продолжался в течение всех сорока лет их блуждания по пустыне. Никто не может обвинить Бога в том, что Он неправильно поступает, когда наказывает человека или народ за жизнь в бунте против Него, если у того человека или народа была возможность избежать греха. Желание Израиля вернуться в египетское рабство было глупым, ибо в пустыне они могли свободно служить Богу. Если мы, подобно детям Авраама, ожесточим свои сердца к Божьим заповедям, то мы вызовем Его гнев и познаем Его суд.