Данная статья является продолжением цикла статей об императрице Елизавете Петровне, правившей в России с 1741 по 1761 гг. Предыдущую статью о личности и приходе Елизаветы Петровны к власти можно найти и почитать здесь.
Правление Елизаветы Петровны сопровождалось активной деятельностью двух ее главных фаворитов – братьев Шуваловых. П.И. Шувалов отвечал за социально-экономические и политические преобразования, а И.И. Шувалов – за развитие науки, культуры и образования.
В первые годы своего правления Елизавета на словах и на деле стремилась восстановить порядки времен своего отца. Однако, довольно скоро стало понятно, что возврата к прошлому, к петровским временам, какими бы они ни были хорошими, быть теперь уже не может. Мир изменился, изменилась и Россия.
Социально-экономические реформы Елизаветы Петровны
В 1744-1747 гг. была проведена вторая перепись податного населения (первая была проведена при Петре I в 1718-1719 гг.). Население России на тот момент составляло около 18 млн. человек.
Одной из самых главных реформ Елизаветы Петровны в экономической сфере жизни общества стала отмена внутренних таможенных пошлин. Реформа осуществлялась на протяжении 1753-1754 гг. и привела к значительному оживлению внутренней торговли, усилился и ускорился процесс формирования единого внутреннего рынка.
Поощряя развитие внутренней торговли, императрица, в духе политики протекционизма, ограничивала внешнюю. Так, одновременно с ликвидацией внутренних таможенных пошлин, был повышен сбор за внешнеторговые операции. Повышение налогов на соль и вино в совокупности с данным сбором дало значительный приток новых средств в бюджет.
Для развития финансовой системы страны и дальнейшего укрепления торговли и предпринимательства в 1754 г. были созданы первые банки: Дворянский и Купеческий. Эти банки носили коммерческий характер, должны были выдавать займы под проценты дворянам и купцам соответственно.
В 1758 г. был создан Медный банк, выдававший заем как дворянам, так и купцам. Целью создания этого банка было одновременное облегчение и поощрение обращения медных монет в стране с одной стороны и пополнение казны серебром с другой: банк выдавал кредиты медью, но требовал их погашения на 75% серебром.
Однако, в социальной сфере ситуация обстояла не так прогрессивно, как в экономике. При Елизавете Петровне продолжилась и даже усилилась тенденция к расширению прав дворянства в ущерб крестьянам. Если в 1746 г. декларативно было подтверждено и закреплено право помещиков владеть как землей, так и крестьянами, то уже в 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь. Сосланные крестьяне засчитывались помещикам как рекруты. Благодаря этому указу, однако, увеличилось количество поселений в Сибири, что способствовало ее дальнейшему освоению.
Вероятно, положение крестьян было бы легче, если бы расширялись только права помещиков. Однако, вместе с расширением прав последних, сокращались права крестьян. Так, крестьянам без разрешения помещика было теперь запрещено осуществлять какие-либо финансовые операции.
Реформы Елизаветы Петровны в сфере управления
В политической сфере первоначальное стремление Елизаветы восстановить петровские порядки выразилось в упразднении некоторых новых органов управления и восстановлении старых. Так, возникший при Анне Иоанновне Кабинет министров (часто называемый просто «Кабинет»), являвшийся, по сути, лишь продолжением Верховного Тайного Совета, теперь был упразднен, зато восстановлено значение Сената и некоторых коллегий, которые в прежние времена отошли на задний план. В 1743 г. был восстановлен и Главный магистрат, упраздненный в 1727 г. при Петре II.
Но ностальгия по Петру I быстро закончилась. Елизавета Петровна, чувствуя все чаще необходимость некоего совещательного «кружка», на который можно было бы опереться (подобно упраздненному императрицей Кабинету, на который опирались прежние правители), в 1756 г. создает Конференцию при Высочайшем дворе. Предполагалось, что Конференция будет лишь совещательным учреждением при императрице, но очень быстро Конференция превратилась во вполне самостоятельное властное учреждение, действовавшее от имени Елизаветы Петровны и стоящее в иерархии государственных органов даже выше Сената.
К середине 1750-х гг. вновь встал вопрос об обновлении, усовершенствовании и систематизации существующего законодательства. Императрица распорядилась создать специальную комиссию для выработки нового Уложения, однако, работа комиссии была прервана Семилетней войной.
Одним из главных достоинств времен правления Елизаветы Петровны считается фактическое прекращение смертных казней. Даже прежних врагов императрица миловала и заменяла казнь иным наказанием. Вероятно, дух эпохи Просвещения дошел и до России, и потому Елизавета Петровна не хотела выглядеть варварской средневековой правительницей в глазах своих европейских «коллег по монархическому цеху».
Однако, взамен смертной казни большие обороты набрали жесткие телесные наказания, распространившиеся как в армии, так и по отношению к простым крестьянам. Не имея возможности казнить крестьянина, помещик зачастую мог забить его до смерти. Кажется вопиющей несправедливостью тот факт, что государство закрывало глаза на подобные случаи, однако, это было связано не с тем, что монархия боялась помещиков-дворян, которые могут в случае чего устроить очередной дворцовый переворот, а с тем, что помещики-дворяне для государства были весьма удобными управленцами, которые на местном уровне следили за порядком, собирали налоги, отправляли рекрутов на службу в армию.
Помимо всего прочего, при Елизавете Петровне развивается, выражаясь современным языком, и административное законодательство. Так, в 1744 г. была запрещена быстрая езда по городу, а также нецензурная брань в общественных местах, за что полагался штраф.
Однако, несмотря на все нововведения и расширения прав дворянства, управление в стране была организовано крайне неэффективно. Полиция действовала только в Москве и Санкт-Петербурге, а зачастую и вовсе вступала во взаимовыгодный симбиоз с преступным миром. Чиновники за свою работу не получали жалования, а потому часто использовали свои должности для обогащения, что, естественно, вело к многочисленным злоупотреблениям. Вкупе с недовольными крестьянами, всё это приводило к постоянным восстаниям, в которых часто участвовали и солдаты. Так, одним из крупнейших восстаний елизаветинских времен стало Терюшевское восстание 1743-1745 гг. под Нижним Новгородом. Восстание, конечно, было подавлено, но проблемы, которыми оно было вызвано, остались.
Развитие культуры, науки и образования
В годы правления Елизаветы Петровны до России действительно стал доходить дух эпохи Просвещения и ее основные ценности, в связи с чем началось открытие новых и реорганизация старых учебных заведений. Самым знаменательным событием в этом плане стало, конечно же, основание Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 1755 г. и Академии художеств в 1757 г. Самому М.В. Ломоносову и другим деятелям науки и искусства оказывалась всяческая поддержка со стороны государства.
Архитектура данного периода отмечена творениями придворного архитектора Бартоломео Растрелли, одним из главных творений которого стал Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Особый стиль Б. Растрелли получил название «Елизаветинского барокко».
В 1756 г. указом Елизаветы Петровны был создан императорский театр, в деятельности которого императрица активно участвовала.
Возвращение к петровским порядкам в духовной сфере от части выразилось в возрастании роли Синода в государстве и, в связи с этим, усилением гонений на старообрядцев. Интересно отметить, что, несмотря на свою любовь к роскоши и светским развлечениям, Елизавета Петровна была весьма религиозна и во многом консервативна, любила Москву как древнюю столицу и проводила там довольно много времени.
Именно при Елизавете Петровне в 1751 г. был завершен начатый при ее отце (в 1712 г.) новый перевод Библии на церковнославянский язык, который, с незначительным изменениями, используется и до сих пор. Данный перевод вошел в историю как «Елизаветинская Библия».
В 1742 г. был издан указ, согласно которому все лица иудейского вероисповедания подлежали высылке из России, если они отказывались принять православие.
В Казанской губернии за время правления Елизаветы Петровны были разрушены сотни мечетей.
Удивительно, что при таком активном гонении или, по крайней мере, ограничении прав всех религий, кроме православия, императрица разрешила практически свободные проповеди буддизма и даже освободила буддийских лам от уплаты налогов.
* * *
Сама Елизавета Петровна, несмотря на все свои громкие заявления при организации дворцового переворота 1741 г., правила вполне в том же духе, что и ее предшественницы: императрица фактически самоустранилась от дел, предоставив как внутреннюю, так и внешнюю политику фаворитам. Более важным, чем государственные дела, для Елизаветы Петровны оказались балы и маскарады.
И, тем не менее, в годы ее правления все-таки произошли некоторые существенные изменения. В России, наконец, были ликвидированы внутренние таможенные пошлины, что имело огромное значение для развития внутренней торговли, основан первый университет, активно развивается искусство.
Однако, для того, чтобы иметь более менее полную картину того периода, необходимо рассмотреть также и внешнюю политику Елизаветы Петровны.
Если вам интересна философия, её история и связь с современной наукой, применение философии на практике в жизни, если вы хотите по-настоящему глубоко начать разбираться в философии и по-другому посмотреть на мир и своё место в нем, тогда приглашаю вас посетить мой телеграм-канал, в котором, я уверен, каждый найдет что-то интересное, полезное и важное для себя.
А здесь я выкладываю абсолютно эксклюзивный научно-философский контент, которого нет больше нигде в Интернете.