У меня в статьях родители часто оставляют комментарии о том, что даже врачи грешат фразами типа "Ждите до трёх" после 5-минутного осмотра. Подобные фразы от специалиста усыпляют внимание родителя, ведь это же не тётка с лавочки сказала - это специалист посоветовал. Поэтому в этой статье я хочу разобрать, что именно надо говорить на приёме, чтобы проблемам ребёнка уделили больше внимания.
Сразу скажу, что это не инструкция для того, чтобы искать у ребёнка аутизм и прочие нарушения потому, что он раз в году не откликнулся на имя или не смотрит в глаза, так долго, как этого хочет родитель. Это советы для мам детей, которые явно видят неладное, но врачи упорно посылают "погулять до трёх".
Напоминаю, что если у ребёнка есть некоторые аутичные черты, это может быть вариантом нормы! Важно, чтобы их количество не превышало порог в 5-6 штук. Если кому-либо интересно узнать больше по этой теме, внизу этого материала я разместила ссылку на другую статью с подробным разбором аутичных черт.
Первые симптомы у своего сына я начала замечать ещё в 1,2-1,3 года. Например, уже в этом возрасте точно была странная игра - методичное кидание игрушек вместо попыток как-то с ними взаимодействовать, кручение колёс, плохая мелкая моторика и слабая координация (ребёнок не мог попасть крупной деталькой в крупный сортер - промахивался и даже деталь держал специфически - всей пятернёй, а не пинцетным захватом), отвратительная коммуникация и речь - ноль слов, ноль понимания, ноль жестов, скользящий взгляд (буквально 0,3-0,5 сек.) по людям, как по предметам мебели, полное отсутствие подражания.
Как подавляющее большинство родителей я первоначально списывала всё на "Характер", "Все дети разные", и "Ну это ж мальчики - до них всегда позже доходит". Читая дневники других мам в сети, что их дети уже говорят простые слова (мама, папа и т.д.), пробуют подражать и, о чудо!, понимают простые фразы, я грешным делом думала, что мамки всё это выдумали и вообще - ну не может ребёнок в таком возрасте всё это уметь! Мой-то не умеет. Горькое осознание, что у моего сына нарушение развития, пришло всего через несколько месяцев...
Мы начали походы по врачам и специалистам. И если психологи и педагоги по раннему развитию сразу видели глубокие отличия на фоне нормы, видимо потому, что им по долгу службы приходилось постоянно взаимодействовать с разными детьми, то с врачами было довольно туго. Оглядываясь назад, я понимаю, что у моего сына была прям телега из аутичных симптомов и очень специфическое поведение, но чтобы я ни говорила: "Не говорит", "Не смотрит в глаза", "Не показывает пальцем" - всё это было мимо и меня сразу осаждали фразами: "Ой, к трём заговорит", "Характер".
Однако одна фраза всегда заставляла врачей слушать меня внимательнее и активнее что-то назначать и советовать. Поэтому именно её я стала всегда использовать вначале вместо: "Он не говорит". Я стала начинать визит со слов: "Он не понимает обращённую речь."
Казалось бы, это очень очевидный симптом и странно, как вообще родитель может прийти и не пожаловаться на это, если это есть. Тем не менее, я могу сказать, что со стороны об этом легко судить, а когда приходишь и начинаешь рассказывать, то можно просто о чём-то забыть, что-то посчитать неважным, ведь кажется, как ребёнок может не понимать речь, если по обследованиям он не глухой и реагирует даже на еле слышимые шорохи? Иногда сами родители не вполне осознают, что у ребёнка проблемы с пониманием речи - такие дети могут иногда выполнять просьбы и реагировать, когда обращение сопровождается жестами и показом предметов. Это поведение ребёнка принимается за понимание, но это не совсем так.
Оговорюсь, что речь идёт о вопросах и просьбах, знакомых ребёнку. Например, на вопрос "Хочешь конфету?" понимающий речь ребёнок, как правило, всё бросит и побежит только лишь на этот вопрос, без тычков и показывания конфет. Ребёнок, у которого проблемы с пониманием, не обратит на родителя внимание, пока конфетой не помашут перед носом.
Понимание речи всегда формируется намного раньше, чем говорение. Для сравнения: первые простенькие слова и просьбы ребёнок в среднем понимает уже к 10-12 месяцам, а говорить-то в норме он может начать и в 3 года. Поэтому отсутствие понимания в 1,3-1,6 года абсолютно точно показывает врачу, что здесь проблемы намного тяжелее, чем рядовая задержка развития речи, с которой и правда можно погулять до 3 лет. Поэтому, если подобный симптом есть у ребёнка, говорите врачу именно о нём - об отсутствии понимания речи, а не: "Не говорит/не так смотрит". В подавляющем большинстве случаев у нормального врача не возникнет и капли сомнений, что коррекцию, назначение реабилитации, лекарств, поиск специалистов вам нужно рекомендовать уже сейчас.
Так как не все дети с аутизмом, нарушениями речи и прочими проблемами с развитием, имеют проблемы с пониманием речи, как это было у моего ребёнка, советую также записывать странности: эхолалии, стереотипии, вокализации, разговоры с самим собой и прочее, на видео и предъявлять на осмотре, так как ребёнок этого может не выдать, а от вас отмахнутся.
Наверное самый тяжёлый для ранней диагностики диагноз - чистая моторная алалия. Ребёнок с ней фактически отличается от сверстников только тем, что очень долго молчит (как правило, до 4-5 лет) и только когда он начинает говорить, вскрывается речевой кошмар.
Тем не менее, у моторной алалии тоже есть ранние специфические симптомы - отсутствие лепета или он очень слабый, ребёнок молчит совсем-совсем (ни звукоподражаний, ни мам/пап, ни эпизодических слов - ничего). Долго единственным звуком от него будет мычание - "ммм". А ещё не всегда, но очень часто, "в подарок" к моторной алалии прилагается дизартрия, которая становится хорошо заметна уже в 2 года тем, что малыш давится, его трудно приучить жевать и есть не протёртую пищу, у него часто полуоткрыт рот, текут слюни, страдает мелкая моторика. Подобные вещи тоже надо озвучивать на приёме со стандартным: "Не говорит".
Я не исключаю, что конечно всё равно найдутся такие врачи, которые всё равно отмахнутся, но, тем не менее, когда родитель озвучивает стоящие внимания симптомы, шансы, что проблемы ребёнка заметят уже сейчас и время не будет потеряно заметно возрастают.
Спасибо, всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как распознать аутизм и другие нарушения развития у ребенка. Первые симптомы и личный опыт
Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития