Найти в Дзене
Витебский Курьер NEWS

Как в Витебске называли трамвай и почему именно так

Сергей Мартинович

Авторы, Жизнь, История

от «черепахи» до «буханки»

Трамвай – одна из достопримечательностей Витебска, без которой город сложно себе представить. За 122 года своей истории Витебский трамвай в народе носил много прозвищ, иногда – смешных, иногда – обидных.

Старые трамваи на улице Ленина. Открытка 1966 года
Старые трамваи на улице Ленина. Открытка 1966 года

«Витебский курьер n» расскажет о трех самых известных из них.

1. «Черепаха»

Первые узкоколейные трамваи, появившиеся в Витебске в 1898 году и принадлежавшие бельгийской фирме, в народе прозвали «черепахой» (или «бельгийской черепахой») за малую скорость и частые остановки.

Замковая улица на пересечении с Пушкинской (ныне Пушкина), конец XIX — начало XX века. Источник: evitebsk.com
Замковая улица на пересечении с Пушкинской (ныне Пушкина), конец XIX — начало XX века. Источник: evitebsk.com

Эти недостатки трамвая объяснялись тем, что пассажиры ездили не только внутри вагонов, но и на открытых площадках, куда запрыгивали прямо на ходу. Поначалу не было и остановок, ссаживал пассажиров вагоновожатый по их требованию.

Трамвай на Соборной площади (площадь Свободы). Открытка начала ХХ века. Источник: «Таямніцы Віцебска»
Трамвай на Соборной площади (площадь Свободы). Открытка начала ХХ века. Источник: «Таямніцы Віцебска»

К тоже же, передвигаться по старым узким улицам со множеством поворотов с большой скоростью было опасно.

Прозвище «черепахи» часто попадало на страницы предвоенных витебских газет. Например, 26 октября 1938 года газета «Витебский рабочий» писала:

Когда-то витебский трамвай пользовался славой «бельгийской черепахи». Он двигался вперед медленно, с дребезжанием, как старая ломовая фурманка. Аварийность была настолько велика, что почти каждый день пассажиру приходилось выходить из вагона и продолжать свой путь пешком, а зимой трамвай не ходи из-за снежных заносов на линии.
1931 год. Трамвай-черепаха у вокзала. Из фильма «На подъеме» (1931 год)
1931 год. Трамвай-черепаха у вокзала. Из фильма «На подъеме» (1931 год)

Интересно, что после замены узкоколейного полотна на ширококолейное в 1930-е годы, некоторые из этих проблем остались. «Витебский рабочий» писал:

Трамвайные «пробки» создаются по вине автомотоинспекции и милиции, которые плохо следят за движением в городе. Перегруженные подводы движутся по трамвайным линиям, колеса подвод попадают между рельсов. Вагоновожатые вынуждены ждать, пока подводы освободят путь. Такие явления происходят ежедневно по Гоголевской улице (улица Ленина) и особенно на Шоссейной (улица Советской Армии).

Читать полностью на сайте vkurier.info

Зачем Витебску трамвай: 5 плюсов этого транспорта.

Как трамвай шел от площади Свободы к вокзалу. Фантастические маршруты Витебска.

Подписывайтесь на нас в: Яндекс. Дзен, Google Новости, Telegram-канал!