Найти тему
Занудный балет

Заметки о небалетном поведении

Сегодня мы поговорим о ярких танцовщиках/постановщиках,
оставивших неоднозначный след в истории своими поступками. Однажды великий тренер по фигурному катанию Алексей Мишин описал случай, как Алексей Ягудин, еще будучи его учеником, время от времени нарушал режим и по ночам баловался "зеленым змием" на сборах. Не помню точно цитату, но суть в том, что Мишин предположил, что такое "бунтарское" поведение есть одна из граней таланта, умение разрывать шаблоны, проявлять характер. Хотя автор канала, будучи много лет спортсменом, часто бывал на сборах и видел массу людей, употреблявших спиртное по ночам, вместо того, чтобы спать и восстанавливать силы перед очередным трудным днем, которые в итоге ничего не добились. Так что здесь скорее нужно согласиться с Фаиной Раневской, которая однажды сказала, что "талант - как прыщ, когда-нибудь на каком-нибудь месте, но вскочит".

1. Огюст Вестрис. Одним из первых бунтарей в истории балета является сын знаменитого танцовщика благородного стиля и балетмейстера Гаэтано Вестриса, Огюст. Этот молодой человек, во-первых, бросил вызов своей виртуозностью тому самому благородному стилю танца. Это сейчас мы привыкли к многочисленным пируэтам и пролетным прыжкам, а тогда это сильно резало глаз зрителю. Революция в технике, начавшаяся с Вестриса, привела в итоге к тому, что в 30-х годах 19 века мужчина-танцовщик стал синонимом циркача. Отношению к нему стало крайне отрицательное, и в итоге танцующий мужчина исчез из балета до начала 20 века, пока не появился Нижинский, а его роль в спектакле сузилась до "носильщика" балерины.

Во-вторых, он бунтовал и в жизни. Артисты Парижской оперы, в числе которых был и Вестрис, в то время (80-е года 18 века, преддверие Великой революции) напивались и выходили в таком виде на сцену, либо вообще отказывались выходить, рвали костюмы, которые им не нравились. На тот момент администрация театра назначила наказание непокорным в виде штрафа или тюрьмы. При этом, артисты должны были продолжать репетиции и выступления, и из камеры в театр (а также обратно) их сопровождали конвоиры. В 1782 году Вестрис не вышел на сцену даже по настоянию Марии-Антуанетты, которая хотела, чтобы он выступил по поводу приезда важной особы. Тот отказался. Его поступок был воспринят как оскорбление королевского достоинства, в Париже начались волнения. Вестрис, не дожидаясь решения, сам отправился в тюрьму. Осознавая свой талант и статус в труппе, он пригрозил уйти из театра. Чтобы избежать скандала, Марии-Антуанетте пришлось повелеть отпустить его. Однако публика ничего не забыла: при его первом появлении в него полетели оскорбления, помидоры и камни. В театре начался беспорядок, и пришлось вмешиваться королевским гвардейцам.

2. Мариус Петипа. Петипа, тот самый отец классического русского балета, также не был пай-мальчикам, временами бросая вызов судьбе и балансируя на грани. Кстати, успел Петипа поучиться балету и у Вестриса (как и его брат). Будучи еще молодым, Петипа провел в Испании 3 года, где изучал местный танец, ставил балеты, а также танцевал и сам. Именно этот опыт помог ему впоследствии поставить феерический "Дон Кихот". Однако из Испании Петипа пришлось буквально сбежать, и вот почему.

-2

В Мадриде Петипа вступил в любовную интрижку с Кармен Мендозой-и-Кастро, дочерью маркиза и маркизы Вильягарсия, о чем однажды рассказала одна из Мюнхенских газет: «20-летняя дочь маркизы брала уроки танцев у господина Петипа, и тот воспользовался возможностью завести роман". Об этом узнали маркиза и маркиз, дело дошло до дуэли, в которой Петипа ранил противника. А в начале 1847 года Петипа бежал с Кармен из Испании, спровоцировав международный скандал.

Вот что писал секретарь испанского посольства министру внутренних дел Франции: "Дочь маркиза Вильягарсия покинула Мадрид без согласия родителей, чтобы следовать во Францию с сеньором Петипа, танцором... Есть сведения, что сеньор Петипа путешествует под вымышленным именем, и 14 сего месяца (января) он должен был выехать из Байонны в Париж, где его видели 23 числа на платформе железной дороги из Руана".

Из Парижа они проследовали в Гавр, затем в Англию, а в конце февраля вернулись во Францию, где скрывались в сельской местности подле Руана. Там в начале марта их накрыла полиция.

Эта история, опубликованная буквально недавно испанской танцовщицей и исследователем Лаурой Ормигон, проливает свет на "приглашение" Петипа в Россию. Точнее, почему он так охотно его принял: ему просто некуда было деваться.

3. Энтони Тюдор. Имя этого хореографа уже порядком подзабыто, однако, по сути, он вместе с Джеромом Роббинсом и Джорджем Баланчиным ковал славу американского балета в 20 веке. Причем, еще раньше этих двоих. Многие его балеты были наполнены глубоким психологизмом и иногда шокировали зрителя. Однако еще больше шокировали методы, к которым прибегал Тюдор на репетициях. Понятно, что в жестком мире балета бывает всякое, в т.ч. и с танцовщиками подчас никто не сюсюкается. Но Тюдор заходил еще дальше - он буквально унижал их.

-3

Вообще, Тюдор был выходцем из низших слоев Лондонского общества (из семьи мясника), и никак не вписывался в богему культурного света столицы Англии. Он был странным, циничным, отчужденным, и в итоге, не чувствуя себя комфортно в Лондоне, уехал в США, где начал ставить свои психологические балеты.

Для успешной реализации замысла он буквально ломал танцовщиков эмоционально: через комментарии личного характера, в т.ч. на сексуальные темы, пока артисты не взвинчивались до такой степени, что начинали чувствовать себя опустошенными и безликими, полностью отстраняясь от своего эго. Так, Нора Кэй, одна из первых знаменитых американских балерин, страдала нервными срывами и падала в обморок на репетициях от эмоционального истощения. Мог сначала издеваться, а потом спросить: "Ну, и когда же ты заплачешь?" Издевался он больше над самыми слабыми и беззащитными, а к тем, кто мог дать отпор, начинал относиться уважительно. В итоге, среди танцовщиков он прослыл садистом. Хотя по его собственному мнению, это была продуманная стратегия, и он лишь помогал им вжиться в роль, вытаскивая из них страх, неуверенность, и т.п. При этом, некоторые биографы утверждают, что в итоге многие танцовщики его благодарили за то, что он помог им проявить свои истинные эмоции.

4. Джон Крэнко. Этот выходец из ЮАР имеет неплохие достижения в балете. Он танцевал в Сэдлерс-Уэллс, ставил там балеты. Среди его учеников - выдающиеся Джон Ноймайер, Иржи Киллиан, Уильям Форсайт. Конечно же, всем знаком его выдающийся балет "Онегин". По сути, именно он в свое время начал поднимать немецкий балет, являясь руководителем балетной труппы в Штутгартском театре. Однако попал он в Штутгарт не случайно.

-4

Вообще, Крэнко славился своим эпатажным поведением. Одевался он как фрик (однажды в Тунисе на обочине дороги его, одетого в бедуинский костюм, подобрали его знакомые), часто напивался и в нетрезвом состоянии садился за руль. А еще у него была привычка приставать к людям в таком состоянии. И вот как-то раз, во время таких домогательств Крэнко и был схвачен полицией. Инцидент растиражировала пресса, был скандал. Крэнко повезло - он лишь заплатил штраф, хотя мог оказаться за решеткой. Однако репутация была испорчена, и из Лондона ему пришлось уехать. Городом, где в итоге он остался на постоянной основе, стал Штутгарт.

5. Рудольф Нуреев. Кончено же, не может здесь обойтись и без него. Вообще, по мнению некоторых балетоманов, кроме способности танцевать, ничего хорошего в нем и не было. Еще будучи в СССР, он жил у своего педагога Александра Пушкина, т.к. в училище его дразнили деревенщиной. Нуреев отвечал бранью на любую критику. Во время гастролей в Париже в 1961 году его распорядились вернуть обратно отдельно от труппы за злостное нарушение дисциплины (он по ночам любил прогуляться по злачным местам). Тогда он и принял решение остаться за границей.

-5

Дальнейшая его жизнь за границей была достаточно разнузданной. Бесконечные пирушки, ночные похождения. Бывало, Нуреев попадал и в полицию. Так, однажды он вместе с Марго Фонтейн решил присоединиться к тусовке хиппи на крыше высотки (дело было в Америке), и жители дома вызвали копов. Те приехали, арестовали всю честнУю компанию, а потом наутро отпустили. Журналисты интересовались, употреблял (хранил) ли Нуреев запрещенные вещества, однако тот молчал (хотя по виду все было понятно).

Прослыл Нуреев и как редкостный скряга. Однако, справедливости ради, он никогда не скупился ради тех людей, которые ему были по-настоящему дороги. Так, он долго тайно оплачивал лечение мужа Фонтейн, Тито Ариаса, прикованного к инвалидной коляске, а затем и самой Фонтейн, заболевшей раком.

Не делась никуда и нецензурная брань. Изабель Герен, этуаль Парижской оперы (которую таковой сделал как раз он) вспоминала, что у него бывало разное настроение. "Когда мы впервые услышали матерное слово, были, конечно, в шоке. А потом поняли, что если работаешь с Нуреевым, то получаешь по полной и хорошего, и плохого. Он старался вывести нас из зоны комфорта и на каждом проверял, насколько далеко может зайти. Я ему однажды рискнула ответить, и он тут же остановился. Конечно, он на нас давил, всякое бывало".

Лоран Илер, Рудольф Нуреев, Изабель Герен
Лоран Илер, Рудольф Нуреев, Изабель Герен

Стоит отметить, что период нахождения Нуреева в статусе худрука Парижской оперы является одним из самых плодотворных за всю его историю. Особенно это становится заметно на контрасте с достаточно безликим нынешнем поколением.

Итог разнузданной жизни Нуреева всем известен.

6. Сергей Полунин. Ну и конечно, куда без главного бэд гая современного балета. За Сергеем числится такое количество неоднозначных поступков, что хватило бы на несколько танцовщиков, а личность его вызывает противоречивые чувства у любителей балета.

-7

Сергей рано спрогрессировал и в 17 лет начал танцевать в составе труппы Королевского балета Лондона. В 19 - уже премьер. Но потом что-то пошло не так. Танцовщик разорвал отношения с театром. По его словам, ему там не хватало свободы, ему не давали партии, которые он хотел танцевать, а также мало платили. С другой стороны, Сергей вел себя неоднозначно. Так, он не приходил на репетиции или опаздывал на них, считая, что ему и так достаточно подготовки к спектаклю.

То же самое затем повторилось на проекте "Большой балет", где его партнершей была Кристина Шапран. Сергей также не приходил на совместные репетиции, а в итоге и вовсе заканчивал проект один, без партнерши. О нем Кристина высказывается в достаточно корректной форме: "Он, как и большинство мальчиков, не очень любит дуэтный танец. Предпочитает сольные номера".

-8

Однажды во время репетиции ему не понравилось, как на него посмотрела его партнерша в Королевском балете Алина Кожокару. "Ей в моей работе что-то не понравилось. Она посмотрела на меня очень презрительно, высокомерно. Мне это не понравилось. Я был на взводе и решил, что если Алина посмотрит на меня еще раз свысока, то брошу все и уйду. И стал делать так, чтобы она обязательно посмотрела. Она и посмотрела. Я сказал, что с меня хватит. Хлопнул дверью и убежал". После этого случая Полунин ушел из Королевского балета. Инцидент этот был освещен более чем в 250 СМИ, из-за чего директор Американского театра балета не рискнул подписать с Полуниным контракт, хотя до этого звал его 5 лет.

О своем пребывании в столице Англии Сергей сказал так: "В театре мне перестало нравится, я просто штамповал балеты, поэтому и связался с татуировочным салоном".

По всему телу Сергея "красуются" татуировки (некоторые называют их "наколками"). Самая крупная - с лицом президента России. Опубликовал Сергей несколько пропутинских постов у себя в инстаграме. Из-за этого у него начались проблемы на западе. Некоторые бренды, с которыми он сотрудничал, стали разрывать с ним контракты. "Просто стало сложно искать для меня рекламные проекты, когда у меня Путин на груди. В Англии это будет, например, особенно проблематично. В Европе мне до сих пор вставляют палки в колеса".

В том же инстаграме не вполне корректно высказался об отсутствии уважения к полным людям. Также раскритиковал современных мужчин, называя их позором и высказывая желание надавать подзатыльников. А его высказывания в отношении представителей нетрадиционной ориентации повлекли разрыв контракта с Парижской оперой (правда, худрук балетной труппы Орели Дюпон обмолвилась как-то, что позовет Сергея, как только страсти утихнут).

И вообще, у Полунина постоянно проблемы с какими-то театрами. Были случаи и срывов спектаклей без объяснения причин.

Также Полунин признавался, что связался в Англии с масонами.

Тем не менее, хочется надеяться, что все метания танцовщика позади, и он сможет еще удивить (в конструктивном значении этого слова) ценителей балета. Сергей состоит в отношениях с олимпийской чемпионкой по фигурному катанию Елене Ильиных, и недавно стал отцом. Возможно, сей факт заставит его что-то переосмыслить в жизни.

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.