Если бы не помощь канадских солдат, советское население Шпицбергена ждала бы смерть от рук нацистов или от голода в ходе наступающей долгой арктической зимы.
БОРИС ЕГОРОВ
23 августа 1941 года в журнале боевых действий Саскатунского легкого пехотного батальона Сухопутных войск Канады была сделана запись: «Люди говорили, что в первый раз их ноги мерзли в августе». Никогда прежде канадские солдаты не участвовали в военных операциях в Арктике.
Задачей канадцев была высадка на архипелаге Шпицберген, где эвакуации уже ожидали несколько тысяч советских и норвежских шахтеров, а также членов их семей. Им надо было спешить, поскольку в любой момент на острова могли высадиться немцы.
Стратегический объект
К началу Второй мировой войны на огромном норвежском архипелаге Шпицберген, находившемся всего в 600 километрах от северного полюса, шла активная добыча высококачественного угля. При этом, кроме норвежцев в местных шахтах работало около двух тысяч советских шахтеров, проживавших в своих собственных поселениях.
Оккупация Норвегии немцами в 1940 году никак не сказалась на судьбе Шпицбергена, но нападение Германии на СССР в корне изменило ситуацию. Западные союзники готовились к регулярным поставкам в Советский Союз военной техники и необходимых материалов, и находящийся на пути арктических конвоев архипелаг приобрел стратегическое значение.
Захват Германией островов и размещение там ее военно-воздушных и военно-морских сил поставили бы весь план осуществления поставок на грань краха. Союзники решили действовать на опережение.
Первоначально СССР предлагал совместную с британцами оккупацию архипелага и использование его как трамплина для высадки в Норвегии. Однако разведывательные рейды Королевского Военно-морского флота к островам показали, что создание там какой-либо серьезной базы невозможно. Вскоре и советская сторона отказалась от плана отправить туда свои войска - каждый солдат был необходим в защите важного северного порта Мурманск, находившегося под сильным давлением Вермахта.
Когда стало ясно, что Советский Союз не сможет отправить пропитание тысячам оставшихся на Шпицбергене шахтерам, главной задачей для союзников стало спасение людей. Не за горами была долгая темная арктическая зима, обрекавшая жителей островов на голодную смерть.
Операция «Перчатка»
Основой экспедиционных сил, следующих на Шпицберген, стали канадцы. Они буквально рвались в бой, поскольку их участие в военных кампаниях Второй мировой до этого времени (за исключением летчиков) было весьма ограниченным.
Около 500 канадцев вошли в сводный «Отряд 111», командовал которым канадский бригадный генерал Артур Эдвард Поттс. К ним присоединились сотня британских солдат и несколько десятков норвежцев.
25 августа 1941 года транспортный корабль «Императрица Канады» в сопровождении нескольких британских эсминцев и крейсеров появился у советского поселения Баренцбург на Шпицбергене.
Ни с кем драться, однако, не пришлось - немцев на архипелаге не было. Все советское население острова, 2000 шахтеров с семьями, разместилось на борту канадского корабля, взявшего вскоре курс в сторону СССР и уже 29 августа без приключений прибывшего в порт Архангельска.
В это время канадские и британские солдаты занимались уничтожением всего ценного, что невозможно было взять с собой, но чем не должен был воспользоваться противник. Так, не трогая сами угольные шахты, они разрушили всю обслуживающую их инфраструктуру - от железнодорожных путей до электростанций. В ходе операции по недосмотру полностью сгорел деревянный поселок Баренцбург.
Вернувшаяся из Советского Союза «Императрица Канады» взяла на борт 765 норвежцев и отправилась в Глазго. К 4 сентября все союзные войска покинули Шпицберген.
Появление немцев
Практически сразу после их ухода на архипелаг высадился немецкий десант. Главной причиной этого стал вовсе не уголь или стратегическое положение Шпицбергена, а тот факт, что канадцы и британцы полностью вывели из строя местные метеостанции, передающие на материк подробные сведения о погодных условиях в регионе. Кригсмарине остро нуждался в этой информации для проведения операций в Северном Ледовитом океане и эффективной охоты за арктическими конвоями союзников.
Последующий период войны был отмечен игрой в кошки-мышки между немцами и союзными (в основном норвежскими) войсками, каждые из которых, не раз высаживаясь на островах, отчаянно пытались выбить врага с территории Шпицбергена.
Несмотря на то, что в итоге последнее слово осталось за норвежцами, территория архипелага была слишком огромна, чтобы они смогли контролировать ее полностью. Тайно размещенная на безлюдном острове Северо-Восточная Земля, метеостанция Вильгельма Деге функционировала до начала сентября 1945 года, когда находившиеся на ней немецкие военнослужащие сдались норвежским охотникам на тюленей.
Советский Союз вернулся на Шпицберген уже в мирное послевоенное время. Он быстро восстановил на острове свою инфраструктуру, которая продолжает функционировать там и в наши дни.
Читайте также: Грандиозные советские проекты за Полярным кругом