Начинаю фотоотчёт о крымском горном походе на гору Сююрю-бурун по Узенбашской тропе зимой, в начале января.
Узенбашская тропа, проложенная из Ялты на яйлу по хребту Иограф, является одним из самых известных туристических маршрутов южных склонов Крымских гор. Начальным пунктом походов по тропе является остановка "Бакалея", расположенная на самой высокой точке Южнобережной трассы в пределах города Ялты (около 220 метров). Рядом вверх ответвляется Дарсановская улица, поднимающаяся на холм Дарсан - нижнюю часть Иографа. На высоте около 400 метров улица переходит в лесную дорогу. После петли серпантина (которую можно по тропе срезать) дорога идёт по высокорослому сосновому лесу на запад, а затем плавно поворачивает на север. Все левые ответвления нужно игнорировать. Важная развилка находится на высоте 500 метров. Прямо в том же направлении уходит узкая тропа (это и есть классический Узенбашский маршрут через нижнюю смотровую площадку и короткий скальный участок, который я прошёл полностью спустя полгода), а широкая лесная дорога изгибается влево почти точно под прямым углом - это более пологий, но менее зрелищный обход. Сначала примерно через 500 метров он поворачивает на север, затем выходит из леса и продолжается вдоль его края в западном направлении. Дальнейший постепенный изгиб на восток, к "камню со стрелкой" - самая крутая часть Узенбашской тропы. И именно там впервые был замечен снег, пока что лишь небольшими вытянутыми "островами". У "камня со стрелкой" находится слияние с тропой, траверсирующей склон Иографа (стрелка указывает направление спуска, но зимой она может быть засыпана снегом). Ещё через 100 метров справа примыкает узкая тропинка короткого варианта Узенбашского маршрута. Тогда, в январе, всё вокруг было окрашено в бежевые тона (как скалы, так и прошлогодняя трава), а снега всё ещё было очень мало, поэтому я именно во время этого похода назвал это место "Жёлтым мысом" (возможно, более правильным было бы название "Бежевый мыс", но я решил, что лучше именовать его более коротко). Это примерно середина Узенбашской тропы.
Далее следует поворот Уч-Сырым, где тропа после постепенного поворота на северо-восток и затем на северо-запад делает резкий вираж почти назад, на юго-восток. Там же начинается ответвление в ущелье Темиар, но я никогда на него внимания не обращал (позже ходил по Темиарскому отрогу другим путём, через одноимённый родник). Поворот Уч-Сырым можно срезать, но я не советую на Узенбашской тропе пользоваться "сократами", как я уже писал, они только удлинят время в пути. (Но я не отношу узкую тропу ниже Жёлтого мыса к "сократам").
Чуть выше Уч-Сырыма тропа загибается на запад, и это место севернее Жёлтого мыса я тогда же назвал "Серый мыс" - в этот цвет были окрашены небольшие скалы, окружающие тропу. Далее следует почти прямой участок пути через плешину пожара на хребте Иограф, заросшую молоденькими лиственными деревьями. Отсюда, как и с мысов, открываются прекрасные виды на Ялту и соседние горы. Первый, короткий безлесный отрезок после Серого мыса ненадолго сменяется сосновым лесом, а затем следует второй, значительно более длинный участок, пересекающий плешину пожара. В это время снег лежал на тропе уже непрерывной полосой, а вокруг ещё оставалась голая земля. Поэтому я старался, где это возможно, идти по краю тропы, так как ходьба по земле обычно быстрее, чем по снегу.
Ещё выше начался лесной серпантин, по ходу которого тропа приближается к гребню Иографа. Здесь снег уже был достаточно глубоким (при хорошо протоптанной тропе) и сплошным слоем покрывал склоны. Было замечено несколько "ворот" Узенбашской тропы - упавших деревьев, застрявших на высоте больше человеческого роста. На соснах нанесены метки Узенбашского маршрута, состоящие из белой, синей и чёрной полосок. Одна из таких меток после падения дерева как раз оказалась на "перекладине" "ворот", прямо над головами проходящих туристов.
После окончания серпантина на высоте более километра снег стал ещё более глубоким, и один раз, перед выходом на гребень, я даже провалился в снег по плечи. Тропа шла вдоль цепочки небольших полян, на которых росли более низкие сосны, чем обычно. Однако на Узенбашской тропе они до самой кромки яйлы в большинстве своем оставались достаточно высокими. Уже совсем недалеко от верхней точки тропы цепочка следов на снегу раздвоилась. Я наугад выбрал левое ответвление, и оно привело меня прямо на вершину Сююрю-буруна, отмеченную геодезическим знаком. До самой вершины я шёл по довольно крутому склону между соснами, и глубина следов в снегу составляла более полуметра. Обычная летняя тропа выходит на яйлу на 150 метров северо-восточнее, но после выпадения снега туристы иногда прокладывают временные зимние тропы более коротким путём.
На вершине Сююрю-буруна я начал фотосъёмку, оттуда открывается очень хороший обзор во всех направлениях. Однако гора Кызыл-кая сначала частично была закрыта туманом. Я уже собирался начать спуск и направился по глубокому снегу к верхней точке Узенбашской тропы, предполагая, что правое ответвление на развилке цепочек следов вело именно туда. Однако в районе перевала Иограф-богаз никаких протоптанных троп замечено не было. Поэтому я вернулся на Сююрю-бурун. Теперь гора Кызыл-кая очистилась от тумана, я сделал ещё несколько фотоснимков и начал спуск по пути подъёма.
Очень медленным шагом по глубоким следам я дошёл до развилки, где снежный покров был уже существенно тоньше. Пересёк цепочку полян, и на одной из них заметил сосну, украшенную многочисленными ёлочными игрушками, несмотря на то, что добраться туда можно только пешком, и идти зимой надо несколько часов. Фотографии этой сосны будут показаны в заключении фотоотчёта.
Так же, как и во время моего похода на Джунын-кош тремя днями ранее, за полтора часа до заката на высоте около километра начался моросящий дождь со снегом, и поэтому я убрал фотоаппарат в рюкзак, однако снимки средней части Узенбашской тропы зимой были сделаны во время подъёма. В этот раз дождь продолжался даже дольше, чем в предыдущий, почти до входа в лес после окончания плешины пожара. Нижнюю часть лесной дороги я проходил уже в сумерках, а когда я добрался до Дарсановской улицы, уже почти полностью стемнело.
Фотографии из похода будут опубликованы в следующих главах фотоотчёта. Вторая глава (нижняя половина Узенбашской тропы зимой) находится здесь.