Найти тему

"Закон моей страны" (La loi de mon pays), или Почему случилось то, что случилось

Где-то далеко в Европе бушует вторая мировая. А в Оране, во Французском Алжире, даже немцев нет. Тихо и спокойно живут люди под властью правительства Виши. И трех друзей, католика Антуана, иудея Бенжамена и мусульманина Калеба интересует только одно: какой футбольный клуб Орана одержит победу в этом сезоне? Ибо эти трое - ярые поклонники футбола. Да, они, конечно, работают или учатся, но что значат эти скучные занятия, когда есть поле, мяч и ворота?

Но проходит немного времени и друзья понимают, что мир изменился. Правительство Виши отменяет декрет Кремьё, по которому всем иудеям Алжира в 1870-м году было дано французское гражданство. И вот тогда Бенжамен неожиданно оказывается на положении Катеба, отцу которого, ветерану первой мировой, в гражданстве было отказано. Мусульмане Алжира до 1944 имели статус "представителя коренных народов", а не "французского гражданина".

-2

Надо признать, что что репрессии по отношению к евреям в Алжире никак нельзя сравнить с тем, что происходило в Европе. Ни гетто, ни желтых звезд на одежде, ни масштабных лагерей там не было. Но десятки тысяч людей в одночасье стали изгоями: евреям запретили ходить в школы и заниматься в университетах, чиновников-евреев (за исключением тех, у кого была медаль за первую мировую) уволили со службы, у еврейских семей реквизировали в пользу государства ценные вещи. Государство предало своих граждан, верой и правдой служивших ему много лет.

Бенжамен (Ноам Моржанзтерн), Катеб (Аздин Келуа) и Антуан (Александр Амиди).
Бенжамен (Ноам Моржанзтерн), Катеб (Аздин Келуа) и Антуан (Александр Амиди).

Как жить, что делать, если твой мир вдруг так изменился? Вот только что, буквально вчера, самой большой проблемой было объяснить родителям, что ты, иудей, хочешь жениться на христианке. И вдруг все рухнуло: отец потерял работу, у бабушки отобрали любимое пианино, а сам ты исключен из Университета. Что делать? Но остается футбол и остаются верные друзья...

-4

Лента Д. Ладожа шедевром мирового кинематографа не является, хотя она вполне неплоха. Но ценность ее в другом. Если интересуетесь историей Алжира или вообще хотите понять, почему в 1962 году эта страна получила независимость, посмотрите фильм "Закон моей страны", потому что он честно и правдиво говорит о проблемах Французского Алжира. С одной стороны он показывает, что люди выше закона, что в трудной ситуации они помогали друг другу, невзирая на национальность и религию. Это действительно так. Но он показывает и неравенство людей, живущих на одной земле. Да, мусульмане Алжира могли получить полное гражданство по запросу (правда, его давали не всегда), но при этом они должны были перейти под юрисдикцию французских законов, и не все этого хотели. Да, в фильме хорошо проиллюстрирован тот факт, что "недогражданство" мусульман было относительно мягким: брат Катеба учится в школе, сестра его тоже грамотная, самого Катеба принимают в футбольный клуб "Реймс" и он 3 месяца играет во Франции, причем мог бы заключить головой контракт, если бы захотел. То есть, тут нет и тени той сегрегации, что была в США в те годы. Но, тем не менее, не было и полного равенства. Даже после второй мировой войны законы лишь смягчили, но так и не уравняли в правах всех, живущих в Алжире. И это привело к взрыву в 1954 году.

Бабушка Бенжамена (Марта Вилалонга). Эта актриса, кстати, родом из Алжира.
Бабушка Бенжамена (Марта Вилалонга). Эта актриса, кстати, родом из Алжира.

Картинки с сайта http://www.grand-large-productions.com/catalogue/fictions-tv/71-la-loi-de-mon-pays#pr%C3%A9sentation