Август недаром считается в России каверзным месяцем, от него постоянно ожидают неприятных сюрпризов. Но в августе 2000 года произошло событие, до той поры невиданное. К концу дня 27ого числа в крупнейшем Московском агломерате перестали работать почти все каналы телевидения. Возникли проблемы с мобильной и пейджинговой связью. Причина была видна невооруженным взглядом. Над Останкинской башней, расположенной на севере Москвы, поднялось целое облако черного дыма.
К вечеру многочисленные зеваки, наблюдавшие за маневрами пожарного вертолета и ходом тушения заметили, что башня будто бы стала менее стройной и как-то слегка накренилась. Но эвакуацию не объявляли и москвичи соседних районов продолжали толпиться на улицах, обсуждая судьбу любимого в городе строения. Существовала ли тогда вероятность, что вся эта колоссальная конструкция может обрушиться?
Останкинская башня изначально стала частью послевоенного проекта по созданию советской "фабрики грёз" - огромного центра теле- и кинопроизводства поблизости от знаменитого Шереметьевского дворца в Останкино. Телевидение стремительно развивалось. В середине 50тых годов Всесоюзный радиокомитет предложил Никите Хрущеву создать настоящую «кухню телепрограмм». Советского лидера эта идея привела в восторг.
На конкурс были представлены проекты лучших архитектурных бюро Союза. Один из перспективных эскизов будущей башни, напоминал гибрид конструкции Шухова с мачтой электропередач. Он почти выиграл конкурс, но к счастью, городские архитекторы убедили высокое начальство, что такая башня испортит вид города. Благо вскоре конструктор и архитектор Николай Никитин представил невероятный и очень смелый проект. Он предложил строить башню из предварительно напряженного железобетона.
Николаю Никитину понадобилась всего одна ночь, чтобы сделать все предварительные расчеты. Точнее, все уже давно было рассчитано и даже кое-где опробовано. У архитектора и конструктора Никитина был огромный опыт проектировки гигантских зданий: от знаменитых сталинских высоток, до нереализованного проекта Дворца Советов на Кропоткинской.
Останкинская телевизионная башня, на момент постройки, самое высокое сооружение в мире. Локация – муниципальный район Останкино, Москва. Введена в эксплуатацию 30 апреля 1967 года. Высота 540 метров. Вес более 32 тысяч тонн. Основные материалы строительства – сталь, стекло, железобетон.
Возводили тело башни по принципу монолитного строительства. Напряженную арматуру заливали бетоном, который удерживали, с помощью деревянной опалубки, и сушили специальными устройствами. Чтобы не возить огромное количество бетона по улицам Москвы, здесь же построили целый бетонный завод. Он находился на месте современного Останкинского пруда.
Очень трудно в это поверить, но фундамент останкинской башни, продуваемой всеми ветрами на огромной высоте, не превышает и пяти метров в глубину.
Запрятанное под землю десятиугольное основание башни — это даже скорее не фундамент, а силовая опора. Домкратами к ней притянуты особо прочные стальные тросы, или как их ещё называют, канаты, общим количеством более сотни. Каждый из них мог бы поднять и удержать на весу железнодорожный локомотив. На тросы и опирается вся эта циклопическая конструкция. Каждый такой канат натянут с усилением в семьдесят тонн. Вычисления показали, что башня может выдержать землетрясение в 8 баллов по шкале Рихтера.
Ни один другой вид фундамента не в состоянии был бы сдержать такую махину. Благодаря тросам, у башни более чем шестикратный запас прочности, согласно расчетам.
Есть у неё и ещё один независимый фундамент, куда более традиционный. На нем укреплен специальный железобетонный конус. Здесь расположены лифты, аварийная лестница и коробы для кабелей.
Многие конструктивные детали пришлось менять уже в ходе строительства. К примеру, знаменитых лап, в утвержденном проекте, было всего четыре. Потом их число выросло до десяти. Да и башня, по сравнению с первоначальным конструкторским решением, подросла больше чем на тридцать метров.
Расчеты полностью оправдались. Башня уверенно стояла на опорах, с центром тяжести на высоте 110 метров. Через семь лет после принятия проекта строительства, она стала бесперебойно функционировать, обеспечивая сигналом окрестности Москвы и передающие телестанции в соседних областных центрах. Но даже многоопытные технические специалисты едва ли могли предположить, какое жесткое испытание уготовано их детищу.
Всё началось около 14 часов, 27 августа 2000 года с небольшого самовозгорания между 454 и 478 метрами. В течение суток, пока пожарные героически боролись с огнем, от нестерпимого жара были повреждены и лопнули 120 из 149 тросов, протянутых через полое тело башни. Пожар развивался по самому худшему сценарию, огонь шел вниз, заливая внутренне пространство горящей пластмассой, от расплавленных кабелей и фидеров. Стальные струны лопались одна за одной. Но и оставшихся хватило, чтобы сооружение выстояло.Как говорили московские инженеры и геодезисты, ситуация, что огромная башня рухнет на город фактически исключалась. Отличились московские огнеборцы и сотрудники МЧС, (тогда это были разные ведомства), не давшие огню распространяться катастрофически быстро.
Останкинский шпиль по-прежнему возвышается над Столицей, точно указывая московским водителям направление на север города. Башня стала одним из важнейших символов Москвы, без которых она потеряет часть своей самобытности. Она давно восстановлена и вновь принимает посетителей смотровой и ресторана. Может и триста лет простоит, как предсказывал её создатель, Николай Никитин.
Ставьте нравится и подписывайтесь, если материал показался вам интересным. Спасибо!