Любой бакинец в возрасте, если его спросить, что такое "алабаш", без заминки ответит — вид бакинского транспорта, автобус.
Бакинский болгарин, мог бы засомневаться, т.к. алабашем на болгарском называется капуста кольраби.
И только какой-нибудь древний старик из бакинского пригорода, приехавший к своему городскому внуку, незаметно усмехнулся бы в кулак. Ведь он знает о настоящем алабаше, давшем название известному автобусу (насчет болгарской капусты ничего не могу сказать).
Алабаши
Хотя классический алабаш всего один (дальше вы поймете почему), но с годами, по мере размывания понятия, им стали называть совершенно разные автобусы.
Классический алабаш: ГЗА-651, он же ПАЗ-651, он же КАвЗ-651
Легендарный вид городского транспорта начавшийся выпускаться в 1947 году, на Горьковском автобусном заводе.
Имел деревянный каркас, поэтому при езде поскрипывал.
В 1952 году, производство было передано Павловскому автобусному заводу.
Помните эти угловатые, не очень удобные автобусы, которые очень не любили "зайцы" — выход был один, а водитель практически сидел в салоне. Рисковали сойти не заплатив, только очень матерые зайчища.
Сейчас, эти кособокие сиденья с тончайшим слоем поролона, а часто вообще без него, кажутся ужасными. А в те времена, в бакинском басабасе, иметь возможность сесть на них, было большим счастьем.
В 1957 году, третье изменение прописки — производство передают на Курганский автобусный завод. Здесь же начинается выпуск КАвЗ-651, уже с цельнометаллическим каркасом.
Классической расцветкой бакинских алабашей был сплошной небесно-голубой (кроме Баку мало где встречался) и бело-голубой. Последний, был и у новой модели — нью-алабаше.
Нью-алабаш: КАвЗ-685
В 1971 году, на смену старичку КАвЗ-651, приходит молодой КАвЗ-685.
Это уже конечно не настоящий алабаш, но так как смысл первоначального названия к тому времени был утерян, его также называют алабашем.
При достаточно заметных внешних изменениях, для пассажиров мало что изменилось.
Разве что сиденья стали поровнее и мягче, обивку из тонкого дермантина заменили на качественный кожаный заменитель, да появились ручки на спинках.
По мере того, как стали появляться новые, более комфортабельные автобусы, сначала КАвЗ-651, а потом и КАвЗ-685, стали сниматься с городских линий.
Наиболее новые остались обслуживать работников предприятий и ездить по районам, остальная масса превратилась в "халтурщиков".
"Бакинский автобусный халтурщик" — вид негосударственного городского транспорта, работавшего на самых многолюдных маршрутах. Был особенно популярен после 24:00, когда государственные автобусы уходили с линии.
Цена за проезд, как правило, была вдвое дороже обычной — 10 копеек.
Такая неожиданная специализация алабашей, собственно и послужила причиной появления нового вида из этого семейства.
Лже-алабаш: ПАЗ-672
К началу 80-х годов на алабашах выросло целое поколение бакинцев.
Те, старые бакинцы из конца 40-х годов, которые дали прозвище смешным автобусам, уже стали стариками. А новое, воспринимало "алабаш", как синоним автобуса подрабатывающего левым способом.
Как раз к этому времени, любимый бакинцами Пазик (ПАЗ-672), стал повторять путь своих предшественников — сниматься с линий и уходить на вольные хлеба.
Пазики действительно любили. Даже не смотря на то, что они относились к маломеркам, автобусы были будто созданы для Баку.
Их главное преимущество — шикарные раздвигающиеся окна и люки, которые при бакинской жаре были крайне необходимы.
Плюс, очень удобные стоячие места, как в смысле устойчивости и возможности держаться, так и комфорта. Между рядами сидений помещалось ровно два человека, по одному с каждой стороны.
Наверное поэтому, начавшие выпускаться в 1967 году, они пережили "перестройку", выжили в борьбе с микроавтобусами, поработали активно во времена независимости и ушли на почетную пенсию совсем уж дряхлыми.
Они же стали последними алабашами Баку.
Впрочем, в районах они еще несут свою вахту:
Откуда пошло название алабаш?
Есть в Азербайджане такая замечательная древняя порода собак, как гурдбасар. Ей более 3000 лет. (Я пишу о ней статью, поэтому не буду распространяться.)
Так вот, у этой породы есть множество названий: от "гойун ити" до простого "чабан". Все зависит от места и выполняемых функций. В Апшеронских поселках с прикладным названием не стали заморачиваться и назвали просто — алабаш — пегоголовый.
Это удивительно, но если наложить фотографию ГЗА-651 на морду гурдбасара (под одинаковым углом), то получается почти полное совпадение:
Глаза — два лобовых окна, радиатор — нос ... даже некоторое расхождение обусловлено невозможностью найти фото под тем же углом. А так было бы вообще один к одному.
И тут я вспомнил, что что-то подобное, уже видел. Особенно глаза - лобовые окна не давали покоя.
Фильм "Тупой и еще тупее" — плагиат идеи с бакинского алабаша ... )