Друзья, мне хочется поделиться с вами приятным воспоминанием. Не верится и кажется, что это было в прошлой жизни, но всего год назад в Государственном музее керамики открылась выставка «Кусково в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве», или «Кусково глазами художников», а мне посчастливилось быть её сокуратором.
Выставка состояла из двух разделов. Живопись и графику представляла хранитель этих коллекций Ксения Немова. Я же отвечал только за экспозицию советского и современного фарфора, керамики и стекла.
Ксения Немова также взяла на себя всю организационную работу как совместитель должностей заведующей отделом научно-просветительной работы и музейных программ, и руководителя PR-отдела Музея-усадьбы «Кусково». Мне же создали условия для полного творчества. За что я по сей день благодарен коллегам.
Однако, должен признаться, что в начале от назначения быть организатором этой выставки по части керамики и стекла я был не в восторге. По омскому опыту музейной работы я привык к тому, что инициатива исходит от себя самого. Ты предлагаешь учёному совету на рассмотрение идею выставки, выраженную в названии концепцию, и на итоговом совещании в конце года её принимают или ставят в резерв выставочного плана следующего года. В Кусково же всё было иначе. Заведующая отделом в начале года распределяла среди сотрудников нагрузку на реализацию уже утверждённых на методическом совете музея названий выставок, к которым ты должен прописать концепцию. И моём случае, даже заранее был известен список выставляемых произведений на тему посвящения Кускову, т.к. они все на пересчёт и давно известны. От меня лишь требовалось написать аннотацию, составить этикетаж и расставить экспонаты в зале.
Но мне не живётся спокойно. Хотелось привнести в выставку новизну и очарование сегодняшнего дня, а не только показывать наследие Советского союза. При том что в этом наследии прочитывается романтически печальное настроение. Советские художники изображали с нотой грусти угасший регулярный парк XVIII века, с его скульптурой и павильонами, но без людей.
Современные художники любят Кусково и мечтают выставлять свои работы в Единственном в России Музее керамики. И готову петь оды этому священному месту. Я как куратор выставок и был запечатлён в скульптуре Василия Шлычкова и Елены Малявиной. Фарфоровый портрет я избрал для эмблемы этого канала #ВижуКрасоту
Так вот, заручившись поддержкой вдохновляющих меня Василия Шлычкова и Елены Малявиной, я предложил оживить экспозицию новыми произведениями, которые при позволении администрации будут специально и бесплатно созданы к выставке. А так как этих художников люблю не только я один, а весь музей ими очарован, то согласие было легко получено. И к выставке появился керамический народец, оживляющий виды усадьбы на декоративных блюдах, пластах и в формах декоративных композиций.
Ностальгическое прочтение выставки сменилось на оптимистическое утверждение светлого будущего Кускова как гостеприимного дома всех художников-керамистов и стекольщиков.
Предлагаю прочесть аннотацию и рассмотреть экспонаты выставки в задуманной последовательности рассказа.
[Живопись и графику выставки 2019 года можно увидеть в тематическом альбоме на официальной странице музея]
Выставка к 100-летию Музея-усадьбы «Кусково»
Кусково в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, или «Кусково глазами художников»
На выставке представлены произведения из собрания музея, объединённые общей темой: «Усадьба Кусково». Красота архитектурно-паркового ансамбля XVIII века часто привлекала и вдохновляла художников. В XX столетии виды музея-усадьбы были запечатлены в работах многих именитых живописцев, мастеров гравюры и декоративно-прикладного искусства.
Керамические и фарфоровые произведения, сгруппированные в витринах, воспевают красоту Кускова всех времён года и славят уникальные культурные явления этого места:
«Осень галантного века в подмосковном Версале». Единственному в России, Государственному музею керамики, разместившемуся в бывшей подмосковной усадьбе графов Шереметевых, посвятил сервиз «Кусково-осень-2012» Борис Калита.
В его сложных посудных формах увековечены архитектурные детали элегантных павильонов французского регулярного парка XVIII века Эрмитажа и Грота, скульптурные элементы декора Дворца и силуэт колокольни. Мастерское ощущение фарфора и конструктивности рождает уникальное свойство: все его сервизные предметы – это не столько посуда, сколько пластика.
Ностальгией по «золотому веку» русской усадебной культуры отмечено декоративное блюдо «Кусково. В парке» Риммы Логиновой.
«Зима застывшей навеки истории любви в Кусково». Специально для усадьбы Кусково в память о великой любви графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой скульптор-фарфорист Аста Бржезицкая создала скульптурную композицию «Элегия», скульптор-керамист Валерий Малолетков портретный диптих.
Во дворце Шереметевых в Кусково находится портрет Прасковьи Ивановны – она, словно скульптура, в скованной позе, мертвенно-бледная, в полосатом красно-чёрном платье, подчёркивающим её беременность, а рядом, на удивление, с живой мимикой, мраморный бюст Николая Петровича. Аста Бржезицкая гениально перевернув композицию портрета и поменяв героев местами, завершила печальный «рассказ» крепостного живописца Ивана Аргунова. Теперь уже Шереметев стоит возле мраморного бюста жены, вместе с их сыном Митенькой.
Очарование словно погрузившейся в сказочный сон графской усадьбы представляет зрителю декоративная композиция «Кусково зимой» Людмилы Петровой.
А декоративный пласт «Воспоминание о Кусково» Натальи Куприяновой приглашает вновь и вновь посетить кусковский дворец и перечитать страницы романтической истории любви «русской золушки».
«Весна возрождения Государственного музея керамики в Кусково». «Цветущий» вид Большой каменной оранжереи в росписи декоративного блюда «Кусково» Владимира Гориславцева представляет Государственный музей керамики. Именно в помещениях Большой каменной оранжереи «расцветают» разнообразные выставки, представляющие все самые известные мировые художественные центры производства керамики, майолики, фаянса, фарфора, стекла и хрусталя. «Гений места» подчеркивается знаком: в картуше под надписью «Кусково», изображён узнаваемый во всём мире русский кумган с гжельской синей розой – рожденный воображением художника символ Музея керамики.
Композиция «Посвящение Кускову» Людмилы Петровой обыгрывает удивительную органичность размещения в барочно-классической павильонной архитектуре французского парка коллекций рафинированного европейского фарфора XVIII века.
«Лето туристическое в Кусково». Декоративное блюдо «Выходной» из композиции «Московские парки» Татьяны Шабановой иллюстрирует ещё одну славную традицию – загородный отдых в дачно-курортном Кусково. И в XIX, и в ХХ веке притягательность усадьбы усиливалась манящей прохладой прудов, пляжа на берегу запрудной рощи, масштабной территорией лесопарка – некогда излюбленного места охотных забав XVIII века.
Плакетки из серии «Кусково» Людмилы Глебовой демонстрируют начинания советского периода истории существования музеев в Кусково в предложении достойного высоко-художественного памятного сувенира.
Специально к юбилейной выставке объединённых в Кусково музеев, художники-керамисты Василий Шлычков и Елена Малявина создали серию скульптур «Зрители и гости Кусково». Благодаря «керамическому народцу» витрины наполняются жизнью, затейливые сценки притягивают наше внимание и умиляют своей теплотой.
И в хрупком стекле нашла отражения тема блистательного Кускова. Гордость музейного собрания – декоративная композиция «Кусково», посвященная архитектурно-парковому ансамблю. В работе, выполненной петербургским художником Александром Ивановым, проявились лучшие традиции искусства гравировки стекла: блестящее владение рисунком, тщательность исполнения, особое чувство материала.
Особенно выделена стеклянная композиция «Кусково» Татьяны Шушкановой. Два декоративных скульптурных объекта композиции не случайно названы «Обманками». Они являются авторской интерпретацией образа знаменитой кусковской коллекции живописных «обманок» – плоских раскрашенных деревянных фигур людей в натуральную величину, расставляемых в XVIII веке в павильонах и в парке. В декор одной из форм включены строки поэмы Ивана Долгорукого «Прогулка в Кускове»:
«… Земли лоскутик драгоценный – Кусково!
Милый уголок, Эдема сколок сокращенный,
в котором самый тяжкий рок
в воскресный день позабывался
и всякой чем-нибудь пленялся!
Но время, лютый враг всего,
щадить не любит ничего…
… Валятся стены зал огромных,
и в них не слышно звуков стройных.
О, время, лютый враг всего!
Щадить не любит ничего.
Театр волшебный подломился,
хохлы в нем опер не дают,
Парашин голос прекратился,
князья в ладоши ей не бьют, –
умолкли нежной груди звуки,
и Крез-меньшой скончался в скуке…»
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив