Найти тему
Вижу красоту

Вдохновляющее Кусково

Василий Шлычков и Елена Малявина. Скульптурная группа «Пейзаж». 2019. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Василий Шлычков и Елена Малявина. Скульптурная группа «Пейзаж». 2019. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Друзья, мне хочется поделиться с вами приятным воспоминанием. Не верится и кажется, что это было в прошлой жизни, но всего год назад в Государственном музее керамики открылась выставка «Кусково в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве», или «Кусково глазами художников», а мне посчастливилось быть её сокуратором.

Выставка состояла из двух разделов. Живопись и графику представляла хранитель этих коллекций Ксения Немова. Я же отвечал только за экспозицию советского и современного фарфора, керамики и стекла.

Ксения Немова также взяла на себя всю организационную работу как совместитель должностей заведующей отделом научно-просветительной работы и музейных программ, и руководителя PR-отдела Музея-усадьбы «Кусково». Мне же создали условия для полного творчества. За что я по сей день благодарен коллегам.

Однако, должен признаться, что в начале от назначения быть организатором этой выставки по части керамики и стекла я был не в восторге. По омскому опыту музейной работы я привык к тому, что инициатива исходит от себя самого. Ты предлагаешь учёному совету на рассмотрение идею выставки, выраженную в названии концепцию, и на итоговом совещании в конце года её принимают или ставят в резерв выставочного плана следующего года. В Кусково же всё было иначе. Заведующая отделом в начале года распределяла среди сотрудников нагрузку на реализацию уже утверждённых на методическом совете музея названий выставок, к которым ты должен прописать концепцию. И моём случае, даже заранее был известен список выставляемых произведений на тему посвящения Кускову, т.к. они все на пересчёт и давно известны. От меня лишь требовалось написать аннотацию, составить этикетаж и расставить экспонаты в зале.

Но мне не живётся спокойно. Хотелось привнести в выставку новизну и очарование сегодняшнего дня, а не только показывать наследие Советского союза. При том что в этом наследии прочитывается романтически печальное настроение. Советские художники изображали с нотой грусти угасший регулярный парк XVIII века, с его скульптурой и павильонами, но без людей.

Современные художники любят Кусково и мечтают выставлять свои работы в Единственном в России Музее керамики. И готову петь оды этому священному месту. Я как куратор выставок и был запечатлён в скульптуре Василия Шлычкова и Елены Малявиной. Фарфоровый портрет я избрал для эмблемы этого канала #ВижуКрасоту

Так вот, заручившись поддержкой вдохновляющих меня Василия Шлычкова и Елены Малявиной, я предложил оживить экспозицию новыми произведениями, которые при позволении администрации будут специально и бесплатно созданы к выставке. А так как этих художников люблю не только я один, а весь музей ими очарован, то согласие было легко получено. И к выставке появился керамический народец, оживляющий виды усадьбы на декоративных блюдах, пластах и в формах декоративных композиций.

Ностальгическое прочтение выставки сменилось на оптимистическое утверждение светлого будущего Кускова как гостеприимного дома всех художников-керамистов и стекольщиков.

Василий Шлычков и Елена Малявина. Скульптурная группа «Станция «Кусково». 2019. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Василий Шлычков и Елена Малявина. Скульптурная группа «Станция «Кусково». 2019. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Предлагаю прочесть аннотацию и рассмотреть экспонаты выставки в задуманной последовательности рассказа.

[Живопись и графику выставки 2019 года можно увидеть в тематическом альбоме на официальной странице музея]

Афиша двух выставок в павильоне Эрмитаж. 2019
Афиша двух выставок в павильоне Эрмитаж. 2019

Выставка к 100-летию Музея-усадьбы «Кусково»

Кусково в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, или «Кусково глазами художников»

На выставке представлены произведения из собрания музея, объединённые общей темой: «Усадьба Кусково». Красота архитектурно-паркового ансамбля XVIII века часто привлекала и вдохновляла художников. В XX столетии виды музея-усадьбы были запечатлены в работах многих именитых живописцев, мастеров гравюры и декоративно-прикладного искусства.

Керамические и фарфоровые произведения, сгруппированные в витринах, воспевают красоту Кускова всех времён года и славят уникальные культурные явления этого места:

«Осень галантного века в подмосковном Версале». Единственному в России, Государственному музею керамики, разместившемуся в бывшей подмосковной усадьбе графов Шереметевых, посвятил сервиз «Кусково-осень-2012» Борис Калита.

Борис Калита. Сервиз «Кусково-осень-2012». Вербилки. Государственный музей керамики в Кусково. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Борис Калита. Сервиз «Кусково-осень-2012». Вербилки. Государственный музей керамики в Кусково. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

В его сложных посудных формах увековечены архитектурные детали элегантных павильонов французского регулярного парка XVIII века Эрмитажа и Грота, скульптурные элементы декора Дворца и силуэт колокольни. Мастерское ощущение фарфора и конструктивности рождает уникальное свойство: все его сервизные предметы – это не столько посуда, сколько пластика.

Римма Логинова. Декоративное блюдо «Кусково. В парке». 1988. Москва. Диаметр 50,5 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 7425597. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Римма Логинова. Декоративное блюдо «Кусково. В парке». 1988. Москва. Диаметр 50,5 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 7425597. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Ностальгией по «золотому веку» русской усадебной культуры отмечено декоративное блюдо «Кусково. В парке» Риммы Логиновой.

«Зима застывшей навеки истории любви в Кусково». Специально для усадьбы Кусково в память о великой любви графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой скульптор-фарфорист Аста Бржезицкая создала скульптурную композицию «Элегия», скульптор-керамист Валерий Малолетков портретный диптих.

Во дворце Шереметевых в Кусково находится портрет Прасковьи Ивановны – она, словно скульптура, в скованной позе, мертвенно-бледная, в полосатом красно-чёрном платье, подчёркивающим её беременность, а рядом, на удивление, с живой мимикой, мраморный бюст Николая Петровича. Аста Бржезицкая гениально перевернув композицию портрета и поменяв героев местами, завершила печальный «рассказ» крепостного живописца Ивана Аргунова. Теперь уже Шереметев стоит возле мраморного бюста жены, вместе с их сыном Митенькой.

Очарование словно погрузившейся в сказочный сон графской усадьбы представляет зрителю декоративная композиция «Кусково зимой» Людмилы Петровой.

Наталья Куприянова. Пласт декоративный «Воспоминание о Кусково». 1980. Москва. Длина 106,0 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 21117187. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Наталья Куприянова. Пласт декоративный «Воспоминание о Кусково». 1980. Москва. Длина 106,0 см. Государственный музей керамики в Кусково. Госкаталог: 21117187. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

А декоративный пласт «Воспоминание о Кусково» Натальи Куприяновой приглашает вновь и вновь посетить кусковский дворец и перечитать страницы романтической истории любви «русской золушки».

«Весна возрождения Государственного музея керамики в Кусково». «Цветущий» вид Большой каменной оранжереи в росписи декоративного блюда «Кусково» Владимира Гориславцева представляет Государственный музей керамики. Именно в помещениях Большой каменной оранжереи «расцветают» разнообразные выставки, представляющие все самые известные мировые художественные центры производства керамики, майолики, фаянса, фарфора, стекла и хрусталя. «Гений места» подчеркивается знаком: в картуше под надписью «Кусково», изображён узнаваемый во всём мире русский кумган с гжельской синей розой – рожденный воображением художника символ Музея керамики.

Людмила Петрова. Композиция «Посвящение Кускову». 1980. Фарфоровый завод «Пролетарий». Государственный музей керамики в Кусково. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Людмила Петрова. Композиция «Посвящение Кускову». 1980. Фарфоровый завод «Пролетарий». Государственный музей керамики в Кусково. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Композиция «Посвящение Кускову» Людмилы Петровой обыгрывает удивительную органичность размещения в барочно-классической павильонной архитектуре французского парка коллекций рафинированного европейского фарфора XVIII века.

«Лето туристическое в Кусково». Декоративное блюдо «Выходной» из композиции «Московские парки» Татьяны Шабановой иллюстрирует ещё одну славную традицию – загородный отдых в дачно-курортном Кусково. И в XIX, и в ХХ веке притягательность усадьбы усиливалась манящей прохладой прудов, пляжа на берегу запрудной рощи, масштабной территорией лесопарка – некогда излюбленного места охотных забав XVIII века.

Плакетки из серии «Кусково» Людмилы Глебовой демонстрируют начинания советского периода истории существования музеев в Кусково в предложении достойного высоко-художественного памятного сувенира.

Специально к юбилейной выставке объединённых в Кусково музеев, художники-керамисты Василий Шлычков и Елена Малявина создали серию скульптур «Зрители и гости Кусково». Благодаря «керамическому народцу» витрины наполняются жизнью, затейливые сценки притягивают наше внимание и умиляют своей теплотой.

И в хрупком стекле нашла отражения тема блистательного Кускова. Гордость музейного собрания – декоративная композиция «Кусково», посвященная архитектурно-парковому ансамблю. В работе, выполненной петербургским художником Александром Ивановым, проявились лучшие традиции искусства гравировки стекла: блестящее владение рисунком, тщательность исполнения, особое чувство материала.

Александр Иванов. Декоративная композиция «Кусково». 1986. Львов. Государственный музей керамики в Кусково. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Александр Иванов. Декоративная композиция «Кусково». 1986. Львов. Государственный музей керамики в Кусково. Источник: kuskovo.museum-online.moscow

Особенно выделена стеклянная композиция «Кусково» Татьяны Шушкановой. Два декоративных скульптурных объекта композиции не случайно названы «Обманками». Они являются авторской интерпретацией образа знаменитой кусковской коллекции живописных «обманок» – плоских раскрашенных деревянных фигур людей в натуральную величину, расставляемых в XVIII веке в павильонах и в парке. В декор одной из форм включены строки поэмы Ивана Долгорукого «Прогулка в Кускове»:

«… Земли лоскутик драгоценный – Кусково!

Милый уголок, Эдема сколок сокращенный,

в котором самый тяжкий рок

в воскресный день позабывался

и всякой чем-нибудь пленялся!

Но время, лютый враг всего,

щадить не любит ничего…

… Валятся стены зал огромных,

и в них не слышно звуков стройных.

О, время, лютый враг всего!

Щадить не любит ничего.

Театр волшебный подломился,

хохлы в нем опер не дают,

Парашин голос прекратился,

князья в ладоши ей не бьют, –

умолкли нежной груди звуки,

и Крез-меньшой скончался в скуке…»

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив