Совсем скоро у 6-7-летних детей начнется новый период жизни – они станут школьниками. Даже тех из них, кто до этого посещал детский сад, ждет много перемен. Что уж говорить о домашних детях! Как помочь ученику адаптироваться в новой для него среде и какова при этом роль взрослых, рассказываем в нашей статье.
Социальное развитие школьников необходимо
В семь лет ребенок попадает в совершенно новую среду и перед ним встает масса задач: справиться с потоком новой информации из разных областей знаний, привыкнуть к требованиям учителя, занять достойное место среди других мальчиков и девочек. Провал в каком-либо из этих пунктов может привести к негативным последствиям, которые будут преследовать ученика до конца школы.
Полагаем, ни один родитель и ни один педагог не пожелает реализации настолько печального сценария. Поэтому окружающим ребенка взрослым нужно позаботиться о его социальном развитии и сделать все, чтобы он смог:
- адаптироваться к новым условиям,
- сформировать правильное отношение к учебной деятельности,
- наладить контакт с классным руководителем и другими учителями,
- научиться взаимодействовать с одноклассниками,
- грамотно планировать свое время,
- стать более самостоятельными и ответственными (о том, почему эти качества не тождественны друг другу, и о воспитании ответственности мы подробно рассказывали здесь).
Как формировать социальное развитие школьников
Для правильного формирования социального развития школьника нужно уделить особое внимание мотивам, которые стимулируют его к достижению успехов:
- социальные – стремление ученика получить одобрение, позитивно окрашенное внимание со стороны преподавателя и родителей; желание заслужить авторитет среди одноклассников;
- учебные – выполнение достаточно сложных, но в то же время посильных упражнений не только расширяет кругозор и улучшает интеллектуальную базу, но и дает ученику чувство удовлетворения, укрепляет веру в собственные силы.
Поэтому развитие социальных компетенций младших школьников – это в первую очередь развитие полноценной социальной активности школьников. Она состоит из нескольких компонентов, то есть направлений деятельности:
- трудовой (ответственное отношение к учебе как к своей работе; полезный труд дома и в школе; соблюдение рабочей атмосферы, дисциплины на занятиях),
- общественной (участие в классных или школьных объединениях, выполнение общественных поручений),
- умственной (хороший уровень усвоения знаний в соответствии с возрастом и школьной программой),
- двигательной (естественная для детей потребность в физической нагрузке),
- познавательной (жажда знаний и стремление к экспериментам, открытиям; поиск новых задач и решений, способность творчески подойти к процессу и предложить нестандартное решение),
- нравственной (дружелюбное отношение к окружающим, готовность помочь тому, кто в этом нуждается; бережное отношение к общественному имуществу и к природе).
По способу проявления социальная активность бывает двух видов:
- внутренняя – саморазвитие. Эта работа может быть долгой и кропотливой, но внешне незаметной, и результаты ее бывают видны не сразу. Однако именно она служит основой формирования мотивации для любых поступков;
- внешняя – фактически выполненные действия. В этом и заключается непосредственное взаимодействие с окружающим миром. Но, повторимся, каждое действие обусловлено именно внутренними побуждениями.
Для гармоничного развития социальных навыков у школьников оптимально уделять внимание сразу нескольким направлениям.
- Социально-эмоциональное развитие младших школьников. Сюда входят способность сопереживать другим, управлять своими эмоциями и выражать их социально приемлемым способом, умение понимать и называть свои чувства и чувства окружающих.
- Социально-коммуникативное развитие младших школьников. Речь идет о знании речевого этикета и умении общаться, выражать свое мнение и слушать мнение другого человека, получать и передавать информацию, понимать полученные инструкции. Стоит отметить, что здесь важно научить детей соблюдать баланс между умением работать в команде, готовностью пойти на компромисс и в то же время способностью отстаивать собственное мнение и отвечать за свое решение.
- Социально-психологическое развитие младшего школьника. Этот пункт напрямую связан с учебной деятельностью. Психическая деятельность первоклассника переходит на качественно иной уровень. Появляются произвольное внимание, абстрактно-логическое мышление, письменная речь, смысловая память. Иначе говоря, именно в начальной школе у ребенка должно сформироваться умение учиться.
- Социально-личностное развитие младшего школьника. Под этим направлением подразумевается становление моральных и этических качеств. То есть нормы морали, этики должны стать личностным стержнем ученика, а следование им – его внутренней потребностью.
Условия формирования социальных навыков у младшеклассников:
- доброжелательная атмосфера в классе, доверительные отношения между детьми и учителем;
- вовлечение каждого ученика в учебную деятельность и общественную жизнь класса;
- регулярная диагностика достигнутого уровня социального развития, отслеживание динамики и внесение необходимых корректировок в учебный и воспитательный процесс.
Чтобы активизировать социальное развитие школьников, важно вовлекать их в жизнь класса и во внеурочную деятельность (информацию о ней и интересные программы можно найти в этой статье). Подходящие варианты:
- классные часы,
- беседы общие и индивидуальные, дискуссии между учениками,
- чтение книг и просмотр фильмов, содержащих нравственную проблему, с последующим обсуждением,
- «бюро добрых дел»,
- экскурсии, в том числе краеведческие,
- субботники, экологические мероприятия,
- однодневные походы,
- выпуск классной стенгазеты,
- организация выставок,
- подготовка классных мероприятий к праздникам (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы и т. д.),
- интеллектуальные, творческие и спортивные конкурсы,
- концертные номера и театрализованные постановки – выступать с ними можно не только перед одноклассниками, но и перед учениками из других классов,
- шефство над детским домом или ветеранами.
Из опыта педагогов
Не секрет, что наибольшую роль (помимо мам и пап) в социальном становлении младшеклассников играет классный руководитель. Его мировоззрение, жизненная позиция, характер, темперамент и личностные особенности, отношение к ученикам настолько важны для социального формирования его подопечных, что очень часто можно заметить: детские коллективы в начальной школе сильно отличаются у разных педагогов. Точно так же различаются и методы, которые они используют для социального развития младших школьников.
Учитель начальных классов из Белгородской области Светлана Владимировна Редченко выбрала для решения заглавной проблемы метод ученического самоуправления. Класс делится на группы, где есть командир, его помощник и еще трое детей. Каждую неделю назначается группа-лидер, которая отвечает за дежурство в классе и столовой, организует игры на переменах и на продленке. Есть группы, отвечающие за целое направление: творческое (выпуск классной стенгазеты, фото- и видеосъемка мероприятий), культурное (организация экскурсий, уроков вежливости, уроков краеведения), оздоровительное (организация походов, конкурса ритмической гимнастики) и т. д. Роли детей регулярно меняются. Таким образом, каждый ученик успевает побыть и лидером, и исполнителем, и ответственным за какое-либо направление.
Педагог начальных классов из Пермского края Татьяна Леонидовна Короткова для социального развития младших школьников создала в классе «бюро добрых услуг». Вместе с детьми она устраивает акции (ремонт книг в библиотеке), десанты (помощь детскому саду либо ветеранам), операции (украшение главной сельской елки, выращивание цветочной рассады для парка), рейды (сбор экспонатов для школьного музея), сюрпризы (новогодний спектакль или снежный городок для малышей), фабрики (изготовление кормушек для птиц или наглядных пособий для детского сада). Все это, по мнению Татьяны Леонидовны, способствует развитию социальных компетенций младших школьников: опыта самообслуживания, становления морально-этических качеств и коммуникативных навыков, инициативности и умения работать в команде.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.