Как в кино развивалась тема «сафари на человека»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материал в соцсетях!
В связи с активным обсуждением фильма «Охота» (2020) мы решили сделать экскурс в тему, когда человек выступал в роли «дичи». Формально этот сюжет идет из мифологии, рассказывающей нам о «дикой охоте», что в свою очередь опирается на обряды «тайных мужских союзов» (это уже этнография). В историческом плане в основе сюжета лежат трагические события начала февраля 1945 года, более известные как «мюльфиртельская охота на зайцев», когда были убиты десятки советских военнопленных, сбежавших из концлагеря Маутхаузен
Хотя формально в кинематограф словосочетание «охота на людей» пришло из одноименного фильма Фрица Ланга 1941 года, в котором опять же рассказывалось о событиях, случившихся в Германии – покушении на Гитлера, когда эта попытка имела продолжение, но уже в Англии, где на заговорщиков объявили охоту «британские фашисты»
Из «Охоты на человека» (1941) тема тотального преследования перекочевала в нуар. Её «следы» можно обнаружить во множестве мрачных криминальных фильмов того времени. Можно, например, вспомнить «Он бродил по ночам» (1948). Хотя при желании эту тему можно обнаружить даже в советских «Приключениях Электроника» (1979), если этот фильм воспринимать в качестве попытки банды Стампа похитить мальчика-робота
Хотя как законченный сюжет именно с «сафари на человека» эта тема впервые отчетливо была явлена в фильме 1982 года «Охота на индюшек». Опять же речь идет о диктатуре, только в значительной степени вымышленной. И «охота» показана не как некая криминальная «необходимость», а как развлечение «высокопоставленных гостей»
Тема диктатуры звучит в легендарном фантастическом фильме «Бегущий человек» (1987), где «охота» как раз показана как развлечение, однако на этот раз не для избранных, а для широкой публики, так как является частью «телевизионного шоу», позволяющей манипулировать населением
Забегая вперед, отметим, что тема манипуляций и политического доминирования лежит в основе «Голодных игр» (2012). Нас интересует прежде всего его первая часть. Хотя сюжет как фильма, так и романа Сьюзен Коллинз оказался не слишком оригинальным (об этом чуть позже). Опять же исполнительница главной роли Дженнифер Лоуренс мало походит на голодую девочку (у неё щеки аж из-за ушей торчат)
Если же говорить о сугубо боевой части темы «охоты на человека», то самое, что привлекало в первой части «Рэмбо» (1982), то можно обратить внимание на малоизвестный боевик «Карающая сила» (1986), где как раз наглядно показана проблема выживания
Отголоски этой ленты можно обнаружить в первом американском фильме прославленного криминального режиссера из Гонконга Джона Ву «Трудная мишень» (1993). Опять же это была одна из самых убедительных ролей Ван Дама. Здесь как раз подана классическая фабула «поместья смерти». Расследуя пропажу людей, бывший морпех выходит на богачей, которые развлекают себя, устраивая специфические сафари
Чтобы как-то избежать повторений, писатель Бушков решил придать этому сюжету некое политическое и даже конспирологическое звучание. Это было отражено в фильме-экранизации «Охота на пиранью» (2006). На самом деле получилось не так плохо, как этого опасались некоторые, даже вполне смотрибельно. Но всё равно с налётом «сказки» про «супермена»
И вот тут настало время упомянуть японский фильм «Королевская битва» (2000), который был поставлен на основе повести Косуна Таками. Именно эти два источника безжалостно заимствовали создатели «Голодных игр» (что фильма, что романа). И ведь что удивительно – ни слова про откровенный плагиат! И это при том, что японский оригинал много интереснее. В нём ярче показано сочетание идеи «повелителя мух» и «охоты на человека». И опять же это делалось с целью общественных манипуляций
На этом мы заканчиваем наш краткий обзор, не претендуя на то, что полностью осветили тему - мы лишь наметили вехи. Можно было бы упомянуть еще множество кинолент: «Поворот не туда» (2003), «Ликвидатор» (2004), «Остров смерти» (2012) и т.д. Однако для нас было важным показать, что тема «охоты на человека» связана с диктатурой и манипуляциями. И если опираться на фильм «Охота» (2020), то в роли «фашистов» выступают носители «политкорректного либерализма», а не любили конспирологии
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»