Найти тему
Виктор Карпов

О причинах русского расизма. Страх, неуверенность и низкопоклонство перед Западом.

Поскольку расизм стал частью картины мира русского человека, герой нового русского мифа Данила Багров неизбежно должен был вступить в противостояние с американскими неграми.
Поскольку расизм стал частью картины мира русского человека, герой нового русского мифа Данила Багров неизбежно должен был вступить в противостояние с американскими неграми.

Сэкономим время на доказательствах того, что русский расизм существует и занимает в современной русской картине мира значительное место. Высказывания о неполноценности африканской расы, ее неспособности к созиданию и творчеству стали вполне приемлемы в публичном дискурсе. Наверное, мы единственная развитая страна, где можно без стеснения и не опасаясь общественного осуждения или ответственности перед законом, утверждать что черные нуждаются в управлении белыми, и потому рабство, апартеид и сегрегация разумны и оправданы. Если же существование и масштабы русского расизма для вас не очевидны, уверен - он сам заявит о себе в комментариях к этой статье и сам предоставит доказательства себя. Гораздо интереснее поразмышлять о причинах русского расизма, ведь исторических предпосылок для него нет.

Вообще, расизм — продукт западной мысли. Это идеологическое обоснование колониализма и плантационного рабства. Именно ограблению колоний и эксплуатации черных рабов обязан капитализм своим бурным развитием и пышным расцветом с XVI по XIX век. Таким образом, колониализм и рабство лежат в фундаменте современной западной цивилизации, и преодоление их последствий оказывается процессом долгим и трудным. Расисты любят повторять, что негры уже давно получили свободу и равные с белыми права. Это явная ложь. Дискриминирующие черных законы были отменены в США в конце 60-х годов прошлого века, а в ЮАР - в начале 90-х. Это еще даже не история, это практически вчера. Не удивительно, что социальные последствия расовой дискриминации остаются серьезнейшей проблемой. Существенный социально-культурный разрыв между белыми и черными это почва как для «бытового расизма» (то есть — расовых предрассудков), так и для расизма «идейного», который, хотя и считается маргинальной идеологией, все еще жив.

Российской Империи можно вменить немало «исторических грехов», но ни плантационное рабство, ни разбойничий колониализм в англосаксонском духе в их число не входят. Расизм никогда не был частью русской политической и общественной мысли, просто потому, что в нем не было нужды. А поскольку не было меньшинств, угнетаемых по признаку расы, то не было и почвы для бытового расизма. Так что, причины расовой нетерпимости русских нужно искать не в прошлом, а в настоящем.

СССР был последовательным и непримиримым противником колониализма и расового угнетения. Тем чудовищнее и позорнее выглядит современный русский расизм. На фото: писатель Борис Полевой и певец Поль Робсон во время визита Робсона в Москву. 1958 год.
СССР был последовательным и непримиримым противником колониализма и расового угнетения. Тем чудовищнее и позорнее выглядит современный русский расизм. На фото: писатель Борис Полевой и певец Поль Робсон во время визита Робсона в Москву. 1958 год.

На днях один наш соотечественник оставил в Facebook примечательную запись: «черные грабят магазины — писал он — а белые запускают в космос Crew Dragon» . Запись не остроумная и не информативная но, тем не менее, весьма любопытная. Запуск Crew Dragon стал очередным болезненным ударом по нашему национальному самолюбию, напомнив об утраченном космическом лидерстве, технологическом отставании и тому подобном. Но, если рассматривать его как успех «белых», то мы автоматически оказываемся к нему причастны. Как и ко всем прочим достижениям европейской цивилизации, от великих географических открытий и банковского дела, до интернета, айфона и «Теслы». Просто в силу цвета кожи. Это бальзам на душевные раны народа, уязвленного поражением в «холодной войне», распадом империи и, главное, откровенным пренебрежением - а в последнее время прямой враждебностью - ведущих держав. Когда современный русский думает о себе не как об обитателе периферии мировой капиталистической системы, не как о гражданине второстепенной страны, а как о представителе «белой расы», его самооценка существенно повышается.

Русский расист - это человек, ощущающий свой народ историческим банкротом. Он не верит в его творческие силы, в его способность предложить что-то миру. Он не видит для русских иной формы дальнейшего исторического бытия, кроме как ухватиться за краешек западной цивилизации и приобщиться к ее славе и мощи на правах «белого человека» . Но что русский расист может предложить мировой цивилизации, кроме своих драгоценных «белых генов»? Вопрос риторический.

Современный либеральный Запад категорически отказывается увязывать понятия расы и цивилизации, поэтому русские расисты с надеждой, обожанием и заискиванием смотрят на оживление право-консервативных сил в Европе и Америке. Но захочет ли право-консервативный Запад видеть в русском равного, признать его причастным успехам «цивилизации белых»? Этот вопрос русские расисты отодвигают в сторону, как крайне болезненный и неудобный.

Разумеется, никакой «белой расы» не существует. Это идеологический конструкт, выдуманный западными расистами, и славян он в себя не включает. Особенно восточных. И особенно русских. Разумеется, нет никакой «белой цивилизации» - есть мировая цивилизация, в которую на разных этапах внесли свою лепту самые разные страны и народы. Не всегда ее лидерами были европейцы и, естественно, навсегда они лидерами не останутся, поскольку истории свойственны изменчивость и непостоянство. Но объяснить все это русскому расисту также непросто, как урезонить капризного ребенка, вцепившегося в коробку конфет.

Гордость от принадлежности к воображаемой «белой расе», и абсурдная вера в то, что человек может быть носителем ценностей цивилизации просто в силу своего цвета кожи — два важных аспекта русского расизма. Третий, не менее важный, связан с «чистотой крови», фолк-генетикой и вопросами продолжения рода (зачастую с большой буквы). Расисты уверены, что «белые гены» — слабые и рецессивные, а «черные гены» — сильные и доминантные», и если не возвести барьер расовой нетерпимости, то спустя недолгое время наши потомки окажутся совершенно на нас непохожи, и мы будем растворены и стерты с лица земли чужаками. Эту тревогу невозможно развеять указаниями на то, что ребенок представителей разных рас объединяет в себе генетические линии обоих родителей, а значит, ни о каком «пресечении рода» речи не идет. Расист глух к подобным доводам, ведь в основе его иррационального страха «исчезнуть» лежит подсознательное неверие в витальную силу своего народа. Расист уверен, что от смешения всегда выигрывает «чужая кровь», поскольку она всегда заведомо «сильнее». Аргумент, что основа национальной идентичности это прежде всего язык и культура, также не производит на расиста впечатления, ведь в их жизнеспособность он верит еще меньше. И пусть массовая метисация русских с неграми, мягко говоря, маловероятна, боязнь утратить «расовую чистоту» от этого ничуть не меньше, как и непримиримая враждебность к редким межрасовым бракам. Распространенность подобных страхов означает, что общество глубоко депрессивно, и за крикливым шовинизмом и уверениями самих себя в собственном национальном превосходстве скрывается тяжелый комплекс неполноценности и затаенный страх перед будущим.

Именно потому, что расизм в России не имеет глубоких исторических корней, нам трудно понять, что слово "негр", грим "блекфейс" и еще ряд подобных явлений скомпрометированы, как имеющие отношение к культуре расизма. В русской культуре они свободны от расистских коннотаций. Однако, мы живем в глобальном мире, и настаивая на собственном "невинном" их прочтении, мы демонстрируем не принципиальность и независимость мышления, а глубокую провинциальность, косность и отсутствие доброй воли. Можно бравировать своей дремучестью, отождествляя себя с примитивным и ограниченным Данилой Багровым ("Да меня в школе так учили, в Африке - негры!"), но это довольно жалкая поза.
Именно потому, что расизм в России не имеет глубоких исторических корней, нам трудно понять, что слово "негр", грим "блекфейс" и еще ряд подобных явлений скомпрометированы, как имеющие отношение к культуре расизма. В русской культуре они свободны от расистских коннотаций. Однако, мы живем в глобальном мире, и настаивая на собственном "невинном" их прочтении, мы демонстрируем не принципиальность и независимость мышления, а глубокую провинциальность, косность и отсутствие доброй воли. Можно бравировать своей дремучестью, отождествляя себя с примитивным и ограниченным Данилой Багровым ("Да меня в школе так учили, в Африке - негры!"), но это довольно жалкая поза.

Расизм в России не имеет глубоких исторических корней. Он лишь проявление болезненного состояния нашего общества, утратившего веру в социальную справедливость, беззащитного перед превратностями слабой и нестабильной экономики, встревоженного внешнеполитической напряженностью и непредсказуемостью непрозрачной политической системы. Но если расизм, национализм, шовинизм окончательно овладеют умами, они приведут нас к национальной катастрофе невиданных в нашей истории масштабов и, даже, возможно, к концу нашего исторического бытия.