Считаю, что родителю важно уже с маленького возраста формировать позитивное отношение к труду у ребенка.
Часто слышу от родителей следующую фразу: «не сделаешь так, будешь много работать»
В результате у ребенка формируется убеждение: работать – это плохо, и трудиться, тоже плохо.
Для начала определим, что же такое труд.
Труд – целенаправленно осознанная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека и общества. Поэтому важно формировать позитивное отношение к труду. Тогда и ребенок с радостью будет трудиться, удовлетворяя свои потребности.
В психиатрии есть отдельное направление по трудотерапии. Именно оно является реабилитационным для людей с проблемами психического характера. Благодаря трудотерапии создается позитивный опыт. Как раз то, что нужно для подростка.
И так, проанализировав вышесказанное определим:
Трудотерапия для подростка – создание осознанного позитивного трудового опыта с целью удовлетворения потребности личного и общественного характера.
Какие потребности у подростка:
- Соблюдение правил и границ. Подросток регулярно ищет способы нарушать правила и границы. Благодаря трудовому опыту появится осознанность. Пришел на работу не вовремя – штраф. После этого вряд ли захочется нарушать правила.
- Развитие и обучение через жизненную практику. Школьная теория начинает напрягать. Результатов нет. Как понять, что работает на практике? Поэтому либо подросток идет трудиться, либо кто знает, какие фантазии разыграются в его голове.
- Изучение себя. Происходят изменения физиологического характера. Возникает интерес узнать себя – на что способен, чего стоишь, что другие думают про тебя. Через такой опыт формируется самооценка. Как раз в трудовой деятельности можно проявить себя, показав, чего стоишь.
- Признание и уважение. Не всегда благодаря учебе о подростке складывается позитивное представление. Причины могут быть разные: учитель не нравится или подросток у учителя вызывает подобные чувства.На работе иной подход. Подростка видят первый раз. Никому нет дела до оценок. Пришел работать – будь добр трудись. В таких условиях можно завоевать признание и уважение и других.
- Постановка жизненных целей. Куда идти учиться? Кем быть? Сделать выбор сложно. Трудовой опыт в помощь. Придется снять «розовые» очки. Разобраться между тем что хочу и что могу. А главное, ребята начинают задумываться, какой образ жизни хотят вести в будущем и что для этого нужно. Возвращаемся к учебе – знания, вот первая потребность для достойного уровня жизни.
6. Реализация финансовых целей. Нет, про деньги помним. Да и у подростка желания стоящие не малых средств. Пусть заработает, а Вы потом посмотрите, как будет распределять полученную сумму денег.
Считаю, что от трудотерапии минусов нет. Как Вы считаете? Может что-то упустила? Пишите в комментариях, будем анализировать вместе.