Найти тему
Московское здоровье

Врач: коронавирус не уйдет через месяц-два, полгода или год, к сожалению

Вся медицина столицы, как трансформер, в считаные недели перестроилась для борьбы с пандемией. Вчерашние студенты-практиканты стали консультирующими специалистами в поликлиниках, гинекологи и урологи освоили специальность инфекционистов. О полном перепрофилировании ГКБ имени С. И. Спасокукоцкого ДЗМ рассказывает заведующий онкоурологическим отделением, а сейчас руководитель «ковидного» корпуса, профессор Константин Колонтарев.

Было - стало

Сегодня в нашей больнице нет профильных отделений. И урологические, и хирургические, и гинекологические отделения – все перепрофилированы для работы с пациентами, инфицированными COVID-19. Плановая помощь пациентам с различными заболеваниями в принципе приостановлена, а экстренная помощь оказывается в полном объеме и проводится в специально оставленных для этих целей стационарах города Москвы. Несколько стационаров оказывают плановую онкологическую, в том числе онкоурологическую помощь. В больнице им. С. И. Спасокукоцкого все отделения, включая крупнейшую в стране урологическую клинику, полностью перепрофилированы на помощь пациентам с COVID-19. Я отвечаю за лечебный процесс целого корпуса, в котором развернуто 380 коек. Большой корпус...Перепрофилирование в инфекционные отделения – кропотливейшая работа: были заклеены вентиляционные отверстия, чтобы не допустить распространения вируса... На мой взгляд, перепрофилирование было организовано блестяще, и со стороны перепрофилирования коек, и со стороны перепрофилирования специалистов. Буквально за две недели мы перестроились и полностью все корпуса были подготовлены к приему пациентов с вирусными пневмониями. До начала пандемии никто из нашей клиники не был инфекционистом. Департамент здравоохранения города Москвы организовал наше обучение, по окончании которого мы получили сертификаты по оказанию помощи пациентам с COVID-19. И теперь оцениваем состояние пациентов, лечим их по четким алгоритмам и выписываем после достижения положительных результатов на амбулаторное долечивание (для этого есть свои четкие критерии).

Цеховая солидарность

Профильная комиссия по специальности «Урология», которой руководит главный внештатный специалист МЗ РФ и ДЗМ академик Дмитрий Пушкарь, приняла решение, что все урологи при необходимости будут перепрофилированы для лечения пациентов с COVID-19. В нашей клинике ни один не отвернулся, никто не ушел, надели СИЗ и пошли вперед. И теперь урологи в полном объеме лечат пациентов с коронавирусной инфекцией в круглосуточном режиме. Для нас все это новое, пришлось вникать очень быстро, на ходу, уже в работе, учиться обращать внимание на то, с чем урологи не сталкиваются в рутинной практике. Вирусная пневмония – это совсем другое заболевание, нехирургическое, абсолютно иное. Но недаром же мы учились столько лет в университете! А сейчас мы учимся вместе со своими учениками. Как вы знаете, старшекурсники медицинских университетов были привлечены для помощи врачам. Есть такой помощник и в нашем отделении, студент 5-го курса. А большинство наших ординаторов уже могут работать как самостоятельные специалисты. Мы консультируемся с европейскими коллегами, учимся на их ошибках, не допуская свои, чтобы избежать так называемого итальяно-испанского сценария развития коронавирусной инфекции. Мы преуспели в этом и стали серьезными «ковидологами» со стажем.

Главное- пневмония?

Основное проявление COVID-19 – это дыхательная недостаточность. Пациенты приезжают к нам в тяжелом состоянии с жалобами на одышку, слабость, утомляемость, повышенную температуру тела – классические признаки пневмонии. Коронавирусная инфекция в первую очередь поражает ткань легких, причем не альвеолярную, а интерстициальную. Поэтому стандартные методы, которые используются для лечения бактериальной пневмонии, здесь не подходят. Сахарный диабет, ожирение – это очень и очень серьезные отягчающие факторы при COVID-19. Они и при любой болезни являются дополнительным риском, но в этой ситуации – суперотягчающие. Практика показала, что у пациентов с сопутствующими заболеваниями при выявлении вируса на фоне отсутствия симптомов и повреждения ткани легких можно предупредить дальнейшее развитие болезни. Почки – это тоже орган-мишень для вируса. И пациенты с хронической почечной недостаточностью попадают в критерии более тяжелого течения заболевания, с чем мы неоднократно сталкивались в клинической работе. А что касается мочекаменной болезни, аденомы простаты – более частого острого воспалительного процесса или почечных колик пока не приходилось видеть, но делать общие выводы еще рано

В очаге

Сейчас госпитализация, несмотря на увеличение количества выявленных случаев инфицированных пациентов, остается на прежнем уровне. Когда только-только все начиналось, привозили по 150–200 человек в день и стационар заполнялся за 1–2 дня, мы были вынуждены разворачивать дополнительные койки. В кратчайший срок в нашей клинике были созданы специальные шлюзы между «зеленой» и «красной» зонами, где специалисты переодеваются в средства индивидуальной защиты – СИЗ или после смены снимают их. Эта аббревиатура уже прочно вошла не только в профессиональную, но и в разговорную речь. Мы работаем только в СИЗ, и это нелегко: ограничены движения, ограничен обзор, надеваешь «скафандр», достаточно неудобно находиться внутри много часов...

О близком будущем

Я предполагаю, как и многие, что коронавирус не уйдет через месяц-два, полгода или год, к сожалению. Поэтому опыт, который мы приобретаем сейчас, безусловно полезен врачам всех специальностей. В будущем мы будем общаться с пациентами уже с высоты знаний об этой инфекции и этого опыта. Пока неизвестно, остается иммунитет после перенесенного вирусного заболевания или нет, возможно ли повторное заражение, как сам вирус поведет себя, как он будет мутировать. И, конечно, мы очень ждем вакцину. Это будет большое достижение! Популяционный иммунитет постепенно сформируется, когда 60–70 % переболеют или вакцинируются. Вопросов гораздо больше, чем ответов, и чем дальше, тем больше. В настоящий момент, к сожалению, известно катастрофически мало об этом вирусе. В нашей больнице проводятся клинические исследования, которые, как мы надеемся, позволят получить долгожданные ответы и скорректировать принципы лечения.На современном этапе лечение коронавирусной инфекции в основном лишь симптоматическое. И это, наверное, самая большая проблема. Конечно, хотелось бы поскорее получить препараты, которые нацелены непосредственно на причину болезни. Всеобщее тестирование поможет уменьшить прирост болезни, а нам скорее перестать быть «ковидологами» и вернуться в специальность, к нормальной жизни, пройдя весь путь в обратном порядке. Надеемся на это и ждем!