Есть проблема: в городе строится большой детский-сад — комбинат. Предполагается, что в его группах будет по 30-40 детей, сам сад будет вмещать до 600 детей. Отношение жителей города к этому проекту, мягко говоря, неоднозначное.
Я отвечала на вопросы корреспондента газеты «Тюменский курьер» про то, что может происходить с психикой ребенка, который ходит в такую большую детсадовскую группу.
Вопрос: Ребенок в детский сад должен идти с радостью или как на работу? От чего это зависит?
Ответ: Ребенок не понимает слова «надо», и это нормально. Он и не должен.
Способность действовать из необходимости, из «надо» — это свойство взрослой психики. У ребенка личность ещё не сформирована. Детство — это период ее формирования. Систематически принуждая ребенка делать что-то, что ему не нравится, мы не даём возможности нормально сформироваться важным структурам его личности.
В строительных вузах один из самых сложных предметов — сопромат. Сопротивление материалов. В нем изучается возможность различных материалов выдерживать разную нагрузку.
Про детей же мало кто думает в таком ключе.
И мы почему-то не боимся давать нагрузку, которую детская психика по причине своей незрелости просто не в состоянии выдерживать.
Нагрузка, превышающая возможность ее выдерживать, ломает здание, и ломает психику. Такая нагрузка есть не что иное, как одна из форм насилия.
Когда ребенок вырастет, он либо будет избегать ответственности, потому что уже в детстве он от нее уже устал, либо он будет брать на себя непомерный груз ответственности (не только своей, но и чужой), который просто раздавит его, приведя к болезням и депрессии.
Вопрос: Контраст между любовью к ребенку в семье и недостатком внимания к нему в большой детской группе может негативно повлиять на развитие личности?
Ответ: Для формирования цельной картины мира необходимо, чтобы рядом с ребенком был любящий взрослый, который воспринимает его, как равного себе.
Ребенку как воздух необходима атмосфера, в которой он чувствует, что важен в этом мире, что его чувства и потребности уважают, принимают во внимание.
Конечно, такое принятие не означает, что взрослый должен выполнять все желания ребенка. Просто любящий взрослый относится к ребенку как к изначально хорошему, даже если малыш плачет, злится или ведет себя «как-то не так».
Если такого отношения к себе малыш в раннем возрасте не получает, то у него формируется глубинное убеждение «я плохой», «со мной что-то не так», «я не достоин ничего хорошего».
Вопрос: Но у хорошего воспитателя ведь может хватить сил и внимания на всех детей в группе?
Ответ: В переполненных группах невозможно уделять достаточно внимания каждому ребенку, разбираться в тонкостях его чувств, желаний, потребностей, возможностей.
Ребенок, как отдельный, уникальный человек может остаться незамеченным. Ребенку для нормального развития требуется адресное внимание.
Задерганный воспитатель в группе, где три-четыре десятка детей, не в силах поинтересоваться, что каждый малыш чувствует, что переживает. Долго пребывать в ситуации игнорирования (пусть и не намеренного) вредно даже для взрослой психики, а для детской просто губительно. Такая среда формирует человека, неспособного ставить перед собой цели и их достигать.
Вопрос: Может ли эффект толпы и глобализм нынешних детских коллективов спровоцировать развитие социофобии у ребенка?
Ответ: Дело даже не столько в толпе, сколько в отсутствии любящего и принимающего внимания взрослого. Быть одним из многих для ребенка означает быть одиноким, брошенным, по большому счету, никому не нужным.
Опыт невнимания со стороны взрослых, неприятия, пережитый в детстве, часто становится причиной всевозможных расстройств и отклонений в психике. Чем больше было подобного опыта, чем он более ранний, тем нарушения серьезней.
И это не просто «головная боль» отдельного взрослого человека. Уровень насилия в обществе напрямую зависит от уровня травматизации людей. Создавая условия для травматизации в детстве , мы подпитываем источник социального насилия.
Если у человека в детстве был опыт того, что его чувства не важны, он со временем начинает считать это нормой. И картина мира у него формируется соответствующая. «Мои чувства не важны», «Я не важен» - так он будет относиться к себе.
И точно так же будет относиться и к другим людям с их чувствами. Ведь мы сами этому его научили!
Это и есть главный корень насилия.
Искоренить это можно, только если воспитывать детей в атмосфере принятия и уважения.
Трудность тут в том, что любить и уважать другого человека, не зависимо от того, большой он или маленький, может только тот, кто разобрался со своими детскими травмами и переживаниями и относится у себе самому с уважением и принятием.