Найти тему

Улица имени Героя: кто такой лётчик Пилютов?

Мемориальная доска на улице Лётчика Пилютова в Санкт-Петербурге.
Мемориальная доска на улице Лётчика Пилютова в Санкт-Петербурге.

На юго-западе Санкт-Петербурга есть улица, на которой город заканчивается. Не формально, потому что административная граница проходит совсем в другом месте и очень далеко, а визуально. С одной стороны этой улицы стоят многоэтажные дома, а с другой лес. Ну пусть не лес, а парк, но зато, если идти по парку, а дальше по полям, то уже нигде не встречается городская застройка… пока не встречается.

Улица эта носит имя лётчика Пилютова. Мемориальная доска на одном из домов сообщается всем интересующимся, что Пилютов был лётчиком-истребителем, Героем Советского Союза и в Великую Отечественную войну сбил 23 самолёта противника.

Пётр Андреевич Пилютов, как выясняется, действительно был очень интересным человеком, и в своей жизни ему довелось стать свидетелем многих интересных исторических событий. Которые даже больше заслуживают внимания, чем 14 сбитых им (согласно официальным данным) самолётов.

Правда, как это часто бывает, в его биографии тоже много путницы и нестыковок. Я решил попробовать разобраться.

Начал Пилютов свой путь в авиации с работы механиком. И в этом качестве принял участие в спасении экипажа парохода «Челюскин». Правда, в Википедии и других источниках допущена ошибка: Пюлютов не был механиком у знаменитого лётчика Каманина и не садился с ним на лёд Чукотского моря. Он был механиком одного из старейших полярных лётчиков Василия Сергеевича Молокова. И занимался обслуживанием его Р-5. Данных, что он летал вместе с Молоковым на лёд нет . Да и едва ли в этом был смысл. Ведь у Р-5 всего два места, не считая грузовой кабины, куда ещё одного, и даже двух человек можно поместить. А так как требовалось вывозить людей, то зачем занимать лишнее место механиком, который в полете не нужен?

Зато упоминается, что Пюлютов приспособил под плоскостями самолёта два ящика, из которых получились импровизированные кабины. Что позволило брать ещё двух человек.

Молоков вывез со льдины 39 человек за что получил звание Героя Советского Союза. Пилютов был награжден за участие в спасательной операции орденом Ленина, что для техника немало.

Пилютов и Молоков. Фото 1934 года.
Пилютов и Молоков. Фото 1934 года.

Позже Пилютов стал лётчиком и служил на Дальнем Востоке. Упоминание о том, что он на своём Р-5 сбил японский самолёт и за это награждён медалью «За отвагу», не подтверждается. А вот в боях на озере Хасан Пилютов принимал участие. И в войне с Финляндией тоже.

Великую Отечественную войну он встретил в звании капитана и на должности заместителя командира 154-го истребительного авиаполка. Полк базировался под Ленинградом, в городе Пушкин и находился в стадии перевооружения: в июне свои И-16 и И-153 поменял на МиГ-3. Перевооруженный полк был передан в 7-й авиационный корпус ПВО, но не только защищал ленинградское небо, а воевал и под Лугой, и под Новгородом.

В сентябре полк перевооружили американским истребителями P-40 «Tomahawk», и в конце ноября он снова вернулся на фронт. Задачей полка было сопровождение транспортных самолётов через Ладогу.

С этим периодом связан самый известный бой Пилютова.

По советской ещё версии событий, Пилютов на истребителе И-16 сопровождал транспортные самолёты Ли-2 (девять машин) и вступил в бой с шестью немецкими истребителями He.113. Два «хейнкеля» он подбил, но и его «ишак» был повреждён. Пилютов сумел посадить самолёт, но на его теле врачи насчитали 21 рану.

Каких-либо документов по этом бою мне найти не удалось. Поэтому лишь ряд комментариев. Летал Пилютов, конечно, на американском P-40, но в СССР не любили об этом вспоминать, потому и заменили «Хока» на «ишака». Американский истребитель был хоть и значительно слабее «мессеров», но существенно лучше советских машин того периода, что и повлияло на результаты боя. Конечно, никаких He.113 Пилютов не сбивал, поскольку таких самолётов не существовало в природе. Это были истребители Messerschmitt Bf.109F, но сколько их было в том бою неизвестно.

Неизвестно, к сожалению, чем этот бой закончился для «Дугласов» и все ли они уцелели. Так получалось, что, увы, далеко не всегда удавалось перелететь из Ленинграда на Большую землю и обратно без потерь. Кстати, название Ли-2 эти самолёты получили только в сентябре 1942 года, до этого они именовались ПС-84, а неофициально всю войну и после неё их называли «Дугласами». Но опять же в СССР считалось непатриотичным упоминать, что основной наш транспортный самолёт был создан американцами.

Иногда встречается сообщение, что Пилютов в январе 1942 года сбил немецкого аса Франца Экерле, но в официальном списке его побед на январь не указано ни одного сбитого самолёта. Вообще-то Экерле погиб в феврале, но и на февраль у Пилютова нет сбитых самолётов.

В феврале 1943 года Петру Андреевичу Пилютову присвоено Героя Советского Союза. В мае того же года, уже в звании подполковника, он становится командиром своего полка, ставшего к тому времени 29-м гвардейским. Полком он командовал недолго, до декабря 43-го, после чего назначен на должность инспектора по технике пилотирования Отдела боевой подготовки истребительной авиации 13-й Воздушной Армии. К тому времени ему было уже 38 лет, и полученные ранения не прошли бесследно.

Война закончилась для Пилютова парадом Победы на Красной площади 24-го июня 1945 года.

 Пётр Андреевич Пилютов. Послевоенный снимок.
Пётр Андреевич Пилютов. Послевоенный снимок.

Интересно, что полк, которым он командовал, потом воевал в Китае и в Корее, но Пилютова там уже не было.

В списке сбитых Пилютовым самолётов из 14 машин (плюс одна в группе) шесть приходится на мифические He.113. Остальные — это три «мессера» (Bf.109), один сбитый в группе «лаптежник» (Ju.87), разведчик FW.189, штурмовик FW.190 и три бомбардировщика: два Ju.88 и один He.111.

Утверждается, что самолётов он подбил больше: 17 лично и 6 в группе. По поводу групповых побед всегда сложно понять. А вот по поводу личных, то как я понял, некоторые относят к последним годам войны. Но Пилютов в 44-м году уже не летал, да и в 43-м как командир полка в воздушных боях не много участвовал.

Вот в честь этого человека и названа красивая улица на юго-западной окраине Санкт-Петербурга.

Надеюсь, вы в любом случае узнали для себя что-то новое и интересное. Всегда можно много интересного узнать, если просто поинтересоваться, в честь кого названа ваша улица…

Если у вас есть какая-то достоверная информация о Пилютове, особенно документальная, пишите на почту nwt@nweb.su.