Да, мы извозчики. Водители воздушных автобусов, которые (автобусы эти) почти всю работу умеют делать за нас. Есть ли место героизму в профессии гражданского пилота? Разберем на примерах:
1. По курсу гроза, есть два варианта - потратить несколько десятков минут и сотен килограмм керосина на обход или пройти ее сверху. Командир решает - сверху! Увеличивает режим двигателя, наскребает максимум высоты на которую способен самолет и, на предельных углах атаки демонстрируя свое фантастическое летное мастерство, перелетает грозовой фронт! Он герой? Нет, он дурак! Просто вовремя остановилось вертикальное развитие грозового облака, просто температура на этой высоте на 5 градусов ниже нормы, просто остаток керосина и загрузка борта (текущая масса самолета) позволили набрать лишних сколько-то метров/футов высоты. А если не так повезло? А тогда - катастрофа Ту-154 под Донецком...
2. Злой диспетчер долго не дает снижение с эшелона, уже прошли точку T/D. Наконец разрешили, но... тяжело теперь догнать расчетный профиль! Варианты? Есть варианты. Крутануть орбиту, погасить на ней скорость, сбросить высоту. Но нет, командир решает - сумеем, мы же мастера! Сэкономим 10 минут и триста кг керосина! И самолет на феерической скорости, все еще выше профиля несется на полосу. Спойлеры, шасси - все средства применяются. Не успели довыпустится к 1000 футов? Не беда, ща-ща-ща, вооот! 500 футов, stabilized! Сели! Командир герой? Нет, он дурак! Сегодня сумели, а завтра... Airbus A320 в Карачи или Boeing 747 в Манасе...
3. Погода на грани. Вот чуть-чуть не хватает до формального минимума. Что делать? Жечь керосин в зоне? Идти на запасной со всеми невкусностями этого решения? Нет, это для слабаков и формалистов! "Давай дурака включим и еще раз зайдем?" Запросто. Напряжная конечно посадка, в том числе потому, что чувствует командир - случись что, по головке не погладят! Но сел, сел. Настоящий мастер! Герой? Нет, опять дурак. Boeing 737 в Сочи, благо никто не погиб.
4. Аэродром на Севере необъятной. Пурга... А запаса рабочего времени почти и нет. Что там прогноз? Еще 3 часа будет мести... А полоса? А нормальная полоса - с нее все сдувает. Что, ждать 3 часа? Так не получится, через три часа остатка рабочего времени не хватит долететь до дома. Это значит экипаж - отдыхать, пассажиры - по домам, у кого стыковочные рейсы - проблемы. А если... Условий для какого-то суперобледенения нет, обработку сделаем, видимость - осевую видно метров на 300 вперед - для взлета нормально, по ветру - проходим. Летииииим! Ну ведь молодец командир, от такой кучи проблем разом избавился? Нет, опять дурак. ILS тут нет и не было. Случись на взлете отказ двигателя - и либо пилить на одном тысячу километров до ближайшего пригодного аэродрома, либо пытаться зайти по приводам, при погоде замееееетно ниже минимума. Оба варианта вкусные - будет где мастерство показать...
Так есть ли герои? Да полно их. Командир предусмотрел, подстраховался, решил не рисковать, отложил взлет, не спешил, лишний раз проконсультировался с ЦУПом, вовремя прервал заход. Второй пилот помог, подстраховал, перепроверил, исправил. Вот они - герои. Их пассажиры живы, их семьи с отцами, мужьями, братьями, сыновьями. Ничего героического? Ну да. На первый взгляд ничего. А сколько они учились, готовились, тренировались? Чтобы быть готовыми в каждом полете - не попасть в неприятную ситуацию, а если отказала техника - завершить полет так, чтобы пассажиры даже не поняли, что что-то было не так... А вообще, самое сложное решение в авиации - отказаться от полета. Вот так вот.
Больше статей - тут.