Найти в Дзене
Авиационное обозрение

Советская 37-мм авиационная пушка НС-37 (11П).

Оглавление

Здравствуйте. Сегодня мы завершаем цикл статей посвященных советским 37-мм авиационным орудиям времен Второй Мировой войны. Из-за моей болезни данная публикация была несколько задержана, за что я извиняюсь перед читателями. Конкретно речь пойдет про пушку НС-37. Именно она в те годы стала самой удачной разработкой в данном классе и была запущена в массовое серийное производство. В предыдущей публикации по данной теме было рассказано про орудие БМА-37, которое разрабатывалась в ОКБ-16 до ареста Я. Г. Таубина и М. Н. Бабурина (Ссылка на статью). По сути НС-37 базировалось на изделии БМА-37 и мало чем от него отличалась. Можно даже сказать, что фактические была осуществлена доводка уже существующей пушки. Косвенно это подтверждается тем что разработка нового изделия 11П была выполнена в кратчайшие сроки. В источниках указывают разные даты начала работ- это март или апрель 1941 года. Полноценная рабочая группа по новому изделию была сформирована в мае. Кроме А. Э. Нудельмана и А. С. Суранова, в нее входили конструкторы В. Я. НеменовГ. А. ЖирныхМ. П. Бундин, С. Г. Лунин, К. Н. Иванов и другие. Неудачи с проектами, которые создавались в ОКБ-16 еще под руководством Я. Г. Таубина, заставляли конструкторский коллектив приложить максимум усилий для достижения исключительно положительного результата. Отмечается что разработка технического проекта, а также создание рабочих чертежей велись фактически в круглосуточном режиме. Параллельно с этим осуществлялась подготовка опытного производства к созданию первых прототипов. В середине июня (по разным источникам 15 или 17 числа) был представлен эскизный проект нового изделия. После его утверждения началась сборка первого опытного образца, которую завершили 27 июля. Далее последовала череда необходимых испытаний.

Штурмовик Ил-2 в музее. Источник фото: https://commons.wikimedia.org
Штурмовик Ил-2 в музее. Источник фото: https://commons.wikimedia.org

Проведение испытаний изделия 11П.

Примерно в течении месяца шли отладочные работы, а в конце августа первый опытный образец успешно завершил прохождение заводских испытаний. При этом пушка устанавливалась на специально подготовленном образце серийного двигателя М-105П (Ссылка на статью). Удалось получить темп стрельбы около 280 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда в 900 м/с. Усилие отдачи составляло 2300 кг, а масса орудия и некоторых сопутствующих систем составляла примерно 146 кг. Автоматика орудия работала за счет энергии отдачи ствола при коротком ходе. После завершения наземных заводских испытаний вышло распоряжение ГКО о необходимости в кратчайшие сроки установить орудие на истребитель ЛаГГ-3 и провести серию испытаний в воздухе. К 10 октября 1941 года эта задача по подготовке самолета была выполнена. Опытный образец пушки с боезапасом в 36 снарядов (ленточное питание) был установлен на истребителе ЛаГГ-3 под номером 312197.

В силу различных обстоятельств (к примеру эвакуация ОКБ-16 из Москвы) полигонные испытания затянулись и были завершены только в апреле 1942 года. Летчиком-испытателем был С. К. Воробьев, а ведущим инженером- С. П. Мохов. Местом проведения испытаний был НИП АВ ВВС КА (ст. Донгузская). В целом они были признаны успешными. Всего выполнили более 1000 выстрелов, при этом орудие показало неплохую надежность. По результатам этих испытаний пушка НС-37 была рекомендована к серийному производству. Однако стоит отметить что она была разработана под новый тип снаряда, который отличался (другой состав пороха, наличие специального бурта) от выпускаемых нашей промышленность. В связи с этим разработчикам потребовалось осуществить доработку изделия под штатный снаряд. Летом 1942 года был готов второй опытный экземпляр изделия 11П со всеми необходимыми изменениями. После чего в период с 21 июля по 27 августа были проведены повторные испытания на полигоне в Ногинске. Полеты также осуществлялись на истребителе ЛаГГ-3. Летчиком-испытателем был назначен капитан В. М. Кравченко. Суммарно за все время испытаний было выполнено более трех тысяч выстрелов. По итогам проведения стрельб второй прототип пушки также показал отличные результаты. Однако, стоит отметить, что к тому времени Б. Г. Шпитальный уже добился начала серийного производства своей 37-мм пушки Ш-37. В связи с этим было решено провести еще и сравнительные испытания двух схожих изделий и уже по их итогам определить какое из них выпускать крупной серией. Кроме того требовалось еще подготовить и крыльевую модификацию орудия 11П, которую предполагалось использовать на штурмовиках семейства Ил-2. В начале сентября там же в Ногинске провели сравнение моторных модификаций изделий Ш-37 и НС-37.

Для этого привлекли серийные истребители ЛаГГ-3 с установленными пушками Ш-37 из состава 291-ого ИАП. Но они не смогли успешно завершить весь цикл испытаний из-за частых отказов. На самолете с установленной пушкой 11П подобных проблем не возникло и он успешно выполнил все необходимые стрельбы. Результат проведенного сравнения был очевиден. Некоторые основные характеристики 37-мм пушек приведены в таблице на скриншоте ниже.

Основные характеристики 37-мм орудий.
Основные характеристики 37-мм орудий.

Серийное производство, применение.

По итогу сравнительных сентябрьских испытаний было решено запускать изделие 11П в серию. Производство предписывалось организовать на заводе № 74 НКВ в Ижевске. Туда же были отправлены многие сотрудники ОКБ-16 для оказания всей необходимой помощи. Изначально ставилась задача собрать 40 пушек обоих вариантов (моторного и крыльевого) для установочной партии.

Сборка пушек НС-37 на заводе в Ижевске. Источник фото: https://waralbum.ru/
Сборка пушек НС-37 на заводе в Ижевске. Источник фото: https://waralbum.ru/

Ими планировалось оснастить самолеты Ил-2 и ЛаГГ-3 для проведения войсковых испытаний. Эта задача была выполнена в кратчайшие сроки. А 30 декабря 1942 года вышло постановление ГКО о запуске орудия НС-37 в полноценное серийное производство. При этом Ш-37 с него снималось. Пушку НС-37 в двух вариантах выпускали до 1945 года включительно. Всего по разным данным было произведено примерно 8000 орудий. НС-37 применялась как на серийных, так и на опытных самолетах. Что касается опытных прототипов, то орудие устанавливалось на штурмовиках Су-6 (Ссылка на статью) и Су-8 (Ссылка на статью).

Также рассматривалась возможность его применения на истребителях ИТП (Ссылка на статью), ТИС (Ссылка на статью) и экспериментальном штурмовике "Пегас". Основным серийным ударным истребителем, в состав вооружения которого входила пушка НС-37, стал Як-9Т. В конструкцию самолета Як-9 были внесены все необходимые изменения (к примеру усиление силового каркаса с сохранением центровки), которые требовались для установки нового орудия. Эксплуатация самолета началась в 1943 году. Проведение серии войсковых испытаний подтвердили заложенные характеристики и возможности новой машины. Ее серийный выпуск была налажен в Новосибирске на заводе № 153. Всего с марта 1943 по июнь 1945 года было построено 2748 машин. По ходу ведения боевых действий они показывали неплохие результаты. Орудие НС-37 также применяли и на модификации Як-9ТД. Но она не стала массовой. Количество выпущенных машин оценивается всего в несколько десятков.

Ударный истребитель Як-9Т.
Ударный истребитель Як-9Т.
Для справки. Ударный истребитель Як-9ТД. Представлял собой специальную модификацию самолета, которая сочетала в себе возможности применения мощного вооружения (37-мм пушку НС-37 и 12,7-мм пулемет УБТ), а также высокие показатели по практической дальности. Истребители были оснащены дополнительными топливными баками, как и модификация Як-9Д. Основным недостатком данной модификации являлось снижение скоростных и маневренных характеристик.

Точное количество истребителей ЛаГГ-3, которые успели оснастить пушками НС-37- неизвестно. С учетом того что на рубеже 1943 года его снимали с производства, вероятнее всего он составил не более сотни штук. С внедрением крыльевого варианта орудия на штурмовик Ил-2 ситуация складывалась гораздо сложнее. По ходу проведения испытаний выявлялись определенные дефекты в работе орудий и сопутствующих систем. Не все этапы испытаний заканчивались успешно. К примеру это касается полигонных испытаний, которые проходили весной 1943 года. Несмотря на это самолет уже запустили в серийное производство. Окончательное решение по данной модификации Ил-2 должно было быть вынесено по результатам войсковых испытаний. Они начались примерно в июле 1943 года и продолжались до середины декабря. К ним привлекалось около сотни машин. Но и этот этап испытаний закончился неудачно. В итоговом акте указывалось что совокупная боевая эффективность данных штурмовиков была недостаточной. Уменьшение бомбовой нагрузки за счет установки крупнокалиберных пушек себя не оправдывало. Точность стрельбы по малоразмерным целям была низкой. А эффективность ПТАБ в борьбе с бронетехникой оказалась выше. К тому же у Ил-2 с НС-37 снизились и основные летно-пилотажные характеристики. Хотя и положительные стороны также были. В целом же совокупность боевых и эксплуатационных качеств у штурмовика с 23-мм пушками ВЯ была гораздо лучше. В связи с этим еще 12 ноября вышло постановление ГКО за номером 4154, согласно которому штурмовик Ил-2 с пушками НС-37 снимался с серийного производства. К этому времени было выпущено около тысячи самолетов, которые продолжали ограниченно использоваться в боевых действиях из-за возникающих проблем с материально-техническим обслуживанием. К примеру в разных источниках отмечают факт массовых отказов пушек при низких температурах из-за применения в гидротормозе неподходящей водоглицериновой смеси.

В дальнейшем в ОКБ-16 на базе НС-37 было разработано новое 37-мм орудие. Оно получило индекс 120-П (Н-37). Работы по этому изделию (под снаряд 37х155 мм) велись с 1944 года. Они были направлены на улучшение основных характеристик и снижение массы орудия. Эта пушка также была принята на вооружение и после войны получила широкое распространение. Она и ее дальнейшие модификации применялись на многих реактивных истребителях первых поколений, таких как МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 и некоторых других. Возвращаясь же к НС-37 хотелось бы добавить, что несмотря на неудачу (да по сути эта неудача, хотя и был большой серийный выпуск) с ее использованием на штурмовиках, пушка являлась одной из самых лучших в своем классе. Коллектив ОКБ-16 по сути восстановил свою репутацию после провала начала сороковых годов (история с Я. Г. Таубиным и М. Н. Бабуриным) и доказал свой высокий профессионализм. За эту разработку 23 марта 1943 года некоторые его сотрудники были награждены Сталинской премией.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, https://airpages.ru/, http://www.airwar.ru/, http://izhistory.ru/, http://allaces.ru/, http://www.kbtochmash.ru/, https://commons.wikimedia.org, https://waralbum.ru, книга О. В. Растренин. Советское авиационное вооружение. Самолет против танка, книга О. В. Растренин, В. И. Перов. Штурмовики Красной Армии, книга А. Э. Нудельман. Пушки для боевых самолетов, книга А. Б. Широкорад. История авиационного вооружения, книга С. В. Иванов. Истребитель ЛаГГ-3, книга О. В. Растренин. Штурмовик Ил-2. Летающий танк, журнал Техника и вооружение.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).