Аккуратным и внимательным людям доверяют больше. А что такое грамотность? Это аккуратность в письме. Каждый может повысить степень доверия к себе, просто следя за тем, как он пишет, даже если это блог в соцсети. А что уж говорить о деловом письме! Тексты, которые вы отпускаете в мир, не должны содержать по крайней мере случайных ошибок, не свойственных вам.
Мало кто может с первой попытки, с одного замаха написать безупречно грамотный текст. Даже дипломированные редакторы ошибаются, и это не только банальные опечатки. Мысль может сделать крюк по пути от мозга к бумаге/электронному документу и привести к логическим, грамматическим или фактическим ошибкам. Мысль может встать на паузу и тогда рискует не состыковаться с предыдущим текстом. Мысль может понестись галопом и снести на пути все знаки препинания и попутать буквы. Мысль может так явственно звучать в голове, что заставит вас наставить ненужных «интонационных» запятых. (В русском языке полно запятых, которые «не звучат», о которые «спотыкается» глаз.) В спонтанном письме вы сделаете намного больше ошибок, чем должны были бы.
Если вы заинтересованы в наилучшем результате и если вам важно написать максимально грамотный текст, я рекомендую перечитывать его минимум три раза. Но по-разному.
- Когда текст в целом оформился в черновик, перечитайте его первый раз целиком, обращая внимание только на смысл, композицию, логическую связь, возможно, речевые ошибки. Не смотрите на буквы и знаки препинания специально. Добейтесь, чтобы каждое слово было на месте и вас удовлетворяло. Если вы остановились в какой-то момент, потому что фраза потребовала глобальной переделки, возвращайтесь как минимум на одно-два предложения назад, а лучше к началу абзаца. Так вы не упустите какие-то логические нестыковки и повторы.
- Вторая читка – орфографическая. Читаем текст, всматриваясь в каждую букву, без интонации и не проглатывая окончания. (Так учат читать корректоров.) Не обращаем внимания на запятые. Это обычно непросто сделать, так как человек привык читать быстро и по нескольким буквам понимать смысл всего слова. При проверке вы должны увидеть все буквы! Так можно выловить и коварные опечатки, и досадные ошибки. На этом этапе ученикам можно посоветовать заменить самые сложные слова, в написании которых больше всего сомнений.
Конечно, вы можете спросить: если все читают быстро, проглатывая части слов, то зачем стараться писать грамотно? Люди и так проглотят половину букв, правильных или неправильных. Фокус в том, что они проглотят. Но, возможно, не ту половину, что вы! И ваши ошибки будут замечены. А это может быть неприятно.
- Третья читка – пунктуационная. (Вторую и третью можно поменять местами.) Не обращаем внимания на цель высказывания и на буквы. Читаем в нормальном темпе, выделяя в тексте структурные элементы: обособленный оборот начался, он должен где-то закончиться, надо последить, стоит ли там нужный знак; закончилось одно простое предложение, началось другое – нужна запятая; вводные слова или обороты - выделены ли с двух сторон. Всё это «препинание» зачастую вообще не интонационное, и такие запятые ставить приходится принудительно. Одновременно задумываемся, не понаставили ли мы от избытка чувств лишних запятых: в начале предложения после обстоятельства (очень-очень часто ставят эту запятую как интонационную, это ошибка), между парой однородных членов, соединенных союзом И (тоже популярная интонационная ошибка в длинном предложении; всякое И должно насторожить, сразу смотрим, что стоит по обеим сторонам от него). Если вы используете прямую речь, цитаты, конструкции с обобщающими словами – отдельно осмотрите этот сегмент на наличие и порядок всех знаков. Скобки и кавычки, открывшись, должны закрыться обязательно.
Если в ходе «несмысловых» читок вы все же поправили какой-то оборот, снова возвращайтесь к началу абзаца и перечитывайте его весь.
Можно перечитать контрольный, четвертый раз. Особенно если вы выпускник, пишущий ЕГЭ, или студент – точно не повредит.